«Люби - и делай что хочешь». — с этими величайшими, а иначе и не скажешь, словами Блаженного Августина я впервые встретился в начале девяностых, когда ко мне попала в руки его труд «Рассуждение на Послание Иоанна к Парфянам». С тех пор я постоянно повторяю, когда согласую свои дела с волей Божией: имей любовь и делай, что хочешь. И главное здесь — это не последнее, а первое, ибо оно и определяет все остальное. Поразительны те возможности, о которых говорит святой: делай, что хочешь, а по сути, всё! Это и есть свобода, которую все мы ищем, но не по закону освобождения, не по его букве, а по духу. И вот христианство нам предлагает эту самую свободу. "Если ты познаешь правду, то она сделает тебя свободным", — прочитал я когда-то в книге "Справочник атеиста". Именно из этой книги в начале 80-х я черпал духовную информацию — других просто не было. Высказывание меня заинтересовало, но не убедило. Позже встретил иное: « И тогда познаете истину, и истина сделает вас свободными. " Евангелие от Иоанна (8:32). И все-таки: правда или истина? Итак, правда – это, безусловно, знание конкретного, фактического эпизода действительности. Вполне возможно, что это знание неполное, а потому оно не может претендовать на запускной механизм самой свободы. Есть тонкости, и возможно, что они проявят себя в момент глубоких рассуждений, отложив ваше освобождений на неопределенный срок. Теперь истина: высокое, сокровенное знание, связанное прежде всего с духовной и отчасти с интеллектуальной сферой. Истина намного ближе к общемировым, божественным законам бытия. Для христианства истина есть Бог, а Бог есть любовь, и это означает что истина — в любви и только в ней, а всё остальное есть пути к искомому, то есть к спасению, что и обусловливает освобождение. Ценность истины — имей любовь и делай, что хочешь, растет с годами и не имеет окончания. Это аксиома, подвластная ищущей душе – той, что ищет, и не абы что, а ищет исключительно любви. В конечном счете преображение души в свете любви решает для неё всё, что касается её земного пути. Всякое деяние и недеяние, согласованное с любящим сердцем, имеет тотальный смысл, и смысл этот в просветленности, в снятии покрова неведения и в конечном счете преображении, согласно воле самой эволюции. Да, любовь действительно всеобоснована. Её присутствие дает явно благой императив и тогда, если молчишь, молчи по любови; если говоришь, говори по любви; если порицаешь, порицай по любви; если щадишь, щади по любви. Главный посыл: если ты действительно любишь другого человека, тогда, что бы ты ни делал, ты не причинишь ему зла, и поэтому ты совершенно свободен в своих действиях: все они будут только во благо. Проще говоря, ты не просто освобожден, а свободен! Этически это определяется так: если твоя любовь к другому подлинна, бескорыстна и тотальна, то твоя воля по отношению к нему обязательно будет безошибочной. И это не всё, ибо она будет во благо обоим и во славу Вышнего…
Любовь— это не то, что принадлежит воле человека, она —исключительно дар свыше. Любовь — это и есть та самая благодать, которая преобразует нашу природу при условии нашего верного ответного действия по отношению к происходящему с нами. Что же должно происходить с нами, чтобы нас наполняла любовь? Ответ единый: умаление нашего эго, умаление гордыни и... и больше ничего. Мне понятно, почему святые видели именно в гордыне корень всех ошибок. Гордыня или духовная окаменелость и сердечная слепота не позволяют человеку принять благодать, то есть смирение и принятие всего, что с тобой происходит, и благое решение того, Кем ты был создан. Свою суть гордыня проявляет в постоянных спорах, возражениях и сомнениях, что допустимо в рамках научных исследований, но не в рамках бытия: в этом случае подобные действия очень быстро приводят к преткновению и ропоту. А любовь — она смиренномудрая. И как только вы согласитесь с тем, что с вами происходит, каким бы нежелательным оно ни было и с тем, кто вы, то есть научитесь принимать себя во всей полноте, то к вам придет любовь. Но и здесь не все так просто, ибо гордыня подстраивается и под неё, опираясь на эго. С одной стороны эго необходимо, но с другой оно должно быть нами обуздано, и в этом - путь к любви. Именно обузданное эго может делать всё, что хочет, и при этом оно никому не навредит. Все наши беды, скорби и печали направлены лишь на то, чтобы принятием оных мы в конце концов обуздали наше эго и были готовы к принятию высшего блага Небес – подлинной любви!
Учите красоте
друг друга –
И вам откроется любовь.
Живите так, чтоб зазвучала
Она из сердца, сутью стала,
Чтоб ваша жизнь себя саму
Впредь от любви не отличала.
Терентий Травник. Из книги «Листва по дереву».