Высшая арифметика

Как бы вы отнеслись к человеку, который, по-вашему, не умеет рисовать, но все время выставляет свои работы на выставках? Видимо, не очень спокойно.
А если бы он был ещё и из тех, кто как-то раз вас обманул, и вы бы пострадали? Раскритиковали бы окончательно.

Хорошо, а если бы он был вашим руководителем на работе?
 Вероятно, помягче?
А если бы это были картины вашего близкого друга?
Ещё мягче?
А если бы он был тем, кто вас однажды спас от смерти?

Скорее всего отношение было бы, действительно, разное, хотя при этом, обратите внимание, картины  остаются одними и теми же, просто условия вокруг них меняются, а с изменением условий меняется и мнение о них.
Как часто, говоря о произведении искусства, мы ориентируемся на дополнительные условия – на слухи, на мнения окружающих, на собственное настроение. Такое мнение называется предвзятым, необъективным, но оно, тем не менее есть и его не мало в жизни. Достаточно автору оказаться вне общественного настроения, так и его труды сразу подвергаются осуждению и, наоборот, работы «любимчиков» времени также любимы всеми.
Можно ли научиться видеть достоинства произведения, минуя, знакомые вам, далеко не положительные факты, об авторе. Может ли человек, заведомо поставленный вашей моральной оценкой в невысокое положение, создать для вас то, что вы все-таки оцените, как прекрасное, при условии, что оно и будет таковым? Это очень непростая проблема, и была бы она легко решаема, то не было бы в жизни места ни клевете, ни сплетням, которые только и живут на этой особенности в нас с вами – прислушаться к дурному и выкрасить в услышанное всё остальное, что связано с этим человеком. Железная логика о невозможности испить чистой воды из мутного источника работает всегда. Может быть оно и так, но вся беда в том, что подчас, а точнее почти всегда, формирует наше с вами мнеиие не сам человек, якобы обладающий этими качествами, а некто, уважаемый нами, тот, кому мы почему-то доверяем. Этими «некто» вполне могут стать и средства массовой информации. Впрочем, так оно и бывает. Ложь, убедительно произнесенная с экранов, становится для большинства правдой, да и мудрость народная здесь подогреет, якобы «дыма безо огня точно не бывает». Запуск механизма клеветы предельно прост, как выстрел в спину с короткого расстояния, промазать невозможно, а вот последствия необратимы. В основе всего этого лежит неразвитость, которая получает право голоса. С этим ничего не поделаешь, но знать это следует.
Дабы не заканчивать мысль столь фатальными выводами, попробую все же конкретизировать поднятую тему. Итак, неразвитость и всё с нею связанное, допустим, и рулит историей. Хорошо, пусть оно так. А пока имеет смысл вспомнить про зависть, по сути являющейся все той же неразвитостью человека. И если неразвитость объективна, без этого этапа никак, то зависть вполне избегаема. Но обо всем по порядку.
Зависть есть желание, чтобы кто-либо не располагал тем, чего сам завистливый не имеет. Зависть выставляет свои условия по поводу успеха и благополучия других людей. Именно она и выстилает путь, следующей за ней, клевете, а та, как известно, наивернейшее орудие диавола. И пусть на первых порах завистника и клеветника тревожит осознание того, что он совершил, но потом начинается привыкание к этому. Ощущение дискомфорта постепенно проходит, и ему на смену приходит удовольствие. Про такого говорят: «Для него нет ничего святого». Всё святое он растоптал сначала в себе самом, а затем уже с убийственным спокойствием топчет это в другом. И в этом пребывает!
Что же общего между падшим состоянием души клеветника и вполне обыкновенным, почти правдивом, нашем состоянии в оценке чего-либо произведения, правда исходящей из собственного предвзятого мнения, о чем мною говорилось в самом начале? А общее есть и прежде всего надо понимать, что еще до того, как вас обуяет страсть, сам факт существующей в вас тенденции к подобному поведению, и есть то слабое звено, которое при определенном стечение обстоятельств порвется, толкнув вас в бездну осуждения.
Как же быть? Как не впасть в столь доступный соблазн зависти, которая, к слову, является одним из семи смертных грехов? А коль и впав, не дойти от нее до клеветы?
Ответ есть и весьма определенный: крайне важно формировать на всякое явление собственное мнение, основанное не столь на фактах, но прежде всякого на любви к человеку. Собственное или же личное мнение формируется по пути нашего преодоления тех трудностей, кои нам посылает судьба. Они для каждого свои, это и есть Божии задания для нас, и справляясь с ними, мы развиваемся, одухотворяемся, приходя к осознанности, для которой подобных проблем просто не существует.
Несформированные личные качества, увы, приводят к огромным бедам не только человека, но и всю страну и примеров таких более, чем достаточно. Сегодня, в канун столетия октябрьских событий, позволю себе сказать, что именно незрелость большинства и позволила меньшинству совершить тотальное разрушение российского государства веком ранее, когда, буквально по науськиванию, по внушению, дерзкие, горячие, самоуверенные российские подростки штурмовали и низвергли стены, казалось бы, незыблемой империи. Незрелость же меньшинства, толкнувшего их к революции, выражалась в обыкновенных спорах и амбициях, случающихся и в интеллектуальной среде и чем-то похожих на сегодняшние криминальные разборки. Увы, но все шло по тому же современному сценарию, когда горячие революционные «сорокалетние парни» не могли поделить между собой материальную собственность. Ситуация почти первобытная, но в иных декорациях. Мир изменился, а люди нет. Осознавало ли это меньшинство последствия их междоусобицы? Думаю, что нет. Осознают ли нынешние меньшинства это? Хотелось бы надеяться, что хоть частично. Споры в команде корабля неминуемо приводят к его крушению и гибели всей команды. И все это от отсутствия любви в спорщиках, от отсутствия Того, кто сказал, что без Него ничего делать нельзя. Всё так.
Никто не думал, а оно случилось. Никто не хотел продолжать, а оно случилось и продолжилось…
Когда курильщик бросает окурок в сухую траву, он не думает о пожаре, более того, он и травы-то не замечает. Но есть сухая трава, есть окурок, есть курильщик, а значит может быть и пожар.
Как же сделать так, чтобы наш, внутренний курильщик, заметил бы всё-таки траву и не бросил бы в неё окурок? Ответ один – дорасти до этого, проще говоря, развиться. И не просто развиться, но и воспитать в этом своих же детей – вот, где оно, самое слабое место!
Метод совершенно не нов. Просто следует на совесть выполнять текущие мелочи в своей собственной жизни. Мы почти совсем не уделяем внимания мелочам, а мелочи, это и есть та посильная каждому, Божия, а значит и высшая арифметика, освоив которую, становится по-настоящему решаемой суровая алгебра жизни.

Терентiй Травнiкъ.
Из книги « Больше всего на свете». 2017
(0 пользователям это нравится)