Вопросы и ответы. Из бесед с Терентием Травником

1. Мне очень нравится изречение: "Делай что должно, и будь что будет". Хотелось бы попросить вас, Терентий, прокомментировать эти слова.

Терентий: Выражение интересное, на слуху, но спорное. Мне в этом смысле ближе слова Данте «Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят, что угодно». Теперь о первом выражении… Здесь сразу несколько вопросов. Первый: а что "должно" делать? У каждого свое представление об этом "должно". Или "должно" - это то, что делаешь в данный момент, или же то, что вкладывается вами в понятие общепринятых ценностей? С тем, что " пусть будет то, что будет", тоже не так все понятно. С одной стороны - это фабула смирения, но с другой - это может быть и безответственность. Где в этом положении доля вашего волеизъявления? Есть ли она, или вы положились на авось? А если и так, то вынесете ли вы, если все не по- вашему сложится? Только не говорите сразу, что "да". А если все-таки сложится плохо, и вы готовы принять все так, как оно сложится, тогда почему вы заранее настраиваетесь на неудачу? А может, надо было все же постараться, чтобы было не так, как будет, а как хотелось бы вам, то есть хорошо? И ещё, в этом выражении нет ни слова о Боге, а поэтому вторая часть его не может быть трактована, как утверждение того, что на все воля Божия. Будь что будет – все же нечто иное, чем ссылка на волю Господа, хотя по смыслу и близко к ней. Я редко употребляю это выражение, и скорее тогда, когда надо что-то сделать наперекор или вопреки сложившейся ситуации.

2. Мы просим Бога даровать нашим детям здравие и целомудрие. Такое дивное слово - целомудрие. И наверное, Терентий, вы можете рассказать о том, какое содержание несет в себе это слово, гораздо более глубоко, чем это обозначено в словарях.

Терентий: Целомудрие прежде всего означает согласие с нашими совестью и стыдом. Когда таковое есть, то наша честь сберегается, и это значит, что мы целомудренны. То, как трактуют целомудрие некоторые словари, делая акцент на интимной чистоте человека, в корне неверно. К сожалению, это глубочайшее понятие нередко синонимизируется с девственностью. Если женщина невинна, значит она и целомудренна. Можно подумать, что лишенная невинности женщина не может оставаться целомудренной. А невинной она может быть и вследствие неосведомленности. Целомудренным может и должен быть и мужчина. Если говорить теоретически, то целомудрие есть совмещение вашей жизни с заповедями Божиими, по сути, опять же сохраненная вами же честь. Можно сказать, что целомудрие - это невинное мировосприятие мира, которое возможно опять же при единстве человека и Бога. Не стоит путать невинность с незнанием того или иного понятия в интимной сфере. Это разные вещи. Целомудренная невинность - это полное владение запретной темой и при этом сохранение собственной жизни вне состояния страстей. Человек, который не спорит, не перечит, не перебивает, не поучает, не навязывает своего мнения, пусть отчасти, но тоже целомудренный.

3. Вот я не понимаю, что это значит: небрежно молиться. Небрежно подмести пол - с этим все ясно. А человек ведь молится так, как умеет, преодолевая свою усталость, рассеянность и лень... Он старается говорить с Богом. Как вы думаете, Терентий, насколько может быть справедлив упрек в небрежности молитвы?

Терентий: Абсолютно справедлив. Молитвенное делание такое же, как и те, которые вы только что перечислили. Если вы понимаете, что вы небрежно убираете свой дом, небрежно одеваетесь, то должны понимать, что значит и небрежно молиться – молиться рассеянно, с постоянными мыслями о чем-то другом, слишком быстро или слишком медленно, не вдумываясь и так далее... Когда вы читаете книгу, то вы ведь представляете все события, даже при этом визуализируете, но вот вы молитесь и представляете, к примеру, как... ваш ребенок что-то там делает сейчас с друзьями. Где ваше внимание? Явно не в молитве. Можно сказать, вашу молитву украла эмоция о вашем ребенке. Это и есть небрежная молитва. Ходите на молитву, словно к врачу. Говорите с Богом со всей своей внимательностью, тогда вы и измените положение.

4. Приходилось не раз встречаться с утверждением, что далеко не все, кто старательно ходит в храм, спасутся... Но ведь человек потрудился ради Бога, даже уже тем, что встал рано утром с постели, хотя мог бы и отдохнуть. И вообще, имеет ли смысл земному человеку рассуждать о том, куда попадет ближний на исходе жизни - в в рай или в ад?

Терентий: Нет, рассуждать на эту тему не полезно. Мы не знаем всей картины жизни человека, чтобы делать подобные выводы. Надо думать только о собственном спасении. Даже о детях не следует думать в этом ключе. Эти рассуждения подвластны опыту высочайшей любви и нравственности, и в нашем состоянии они мало понятны. Если мы будем усердствовать в любви и терпении, особенно в последнем, то нам эти знания постепненно будут открываться. Душеведение есть свойство святости. А думать о спасении других и рассуждать об этом – есть праздномыслие , которое совершенно не полезно.

5. Не знаю, каким образом, но у меня возникло ощущение, что посмертная участь человека решена уже в момент его смерти, а может, и гораздо раньше.. И если есть какие-то мытарства, то они являются чем-то вроде курсов переподготовки, на которых возможно подкорректировать что-то в душе человека. Что вы скажете по этому поводу, Терентий?

Терентий: Посмертная участь человека будет решена только после Страшного суда для всех. Пока на земле живы христиане и нет конца света для них, посмертная участь никого из усопших не решена, и все можно изменить. Надо молиться об усопших, говорить о них чаще и с теплом, вспоминать общие дела, а лучше что-то делать в их память. Всё это во славу Божию.
Мытарства никакие не курсы, а ловушка в собственной душе. Типа граблей в траве. Все, к чему мы пристрастны, то и будет с нами там, в ином мире. Поэтому своевременно избавляйтесь от привычек и навязчивых состояний. Они - как сон. Нам снятся вещи из нашего повседневного опыта, только в особом хаосе, это как кривое зеркало или запись звука, прослушиваемая наоборот. Посмотрите, о чем вы думаете и что переживаете в течение дня, что вас особенно волнует, - вот оно и станет вашим бесконечным мытарством. Невроз - он и на том свете невроз, пристрастия и там - пристрастия, страхи, панические атаки - они и там останутся с нами. Поэтому следует тщательно следить за собой и работать со страстями и вредными привычками.

6. В мою голову часто приходит мысль о том, что среди людей нет виноватых. Что грехи и добродетели каждого - следствие каких-то обстоятельств. Одни преодолели эти обстоятельства, а у других - не вышло... Кто-то услышал Бога, а у кого-то не сложилось. И за что все-таки придется ответить человеку, который пока еще на земле?

Терентий: Мысль понятная. Виноватых действительно нет, но это если речь идет не о сознательном вредительстве. Но даже и такое поведение может быть приравнено к неразвитости человека. Именно поэтому я всегда был против смертной казни, еще с института, когда начал об этом задумываться. Даже пожизненное заключение ни к чему. Четверть века - это более чем достаточно для человека. Мы же все меняемся, и довольно-таки быстро, а тем более в трудных условиях. Итак, повторяю, что все проблемы наши - от неразвитости нашей, поэтому и претензии свои обращайте не к вашим близким, а к природе. Вы же старайтесь любить всех, это избавит вас и от осуждения, и от рассуждения на подобные скользкие темы.

7. Скажите Терентий, а маленькие наши дети уже грешны? Или безгрешны только потому, что не ведают о творимом?

Терентий: Человек грешен с первой секунды своей жизни. Крещение смывает все грехи, начиная с первородного, но через секунду человек обрастает греховной патиной. Так мы устроены. Так устроен мир. Невозможно сухим выйти из воды. Невозможно - чистым из грязи. Дело в том, что этот мир априори грязен, поэтому о чистоте говорить не стоит. Но это грязь естественная, как и пепел от сгоревшего хвороста. Мы всегда грешим. Вопрос может стоять только о степени греховной инвалидизации каждого из нас. Любовь Божия и следование ей нас и лечит, и очищает, и спасает. Как поступать по любви , Христос объяснил в Нагорной проповеди. Собственно, это и есть универсальное очистительное средство для каждого христианина.

Храни вас Господь!
(0 пользователям это нравится)