Вокруг главного

Нет большего страха для человека, чем страх смерти. Понимая это, человек хоть что-то, но старается оставить после себя, продлевая таким образом иллюзию о своем дальнейшем присутствии на земле. Построить дом, посадить дерево, родить ребенка, передать творческое наследие — одним словом, оставить о себе добрую память. Все это обосновано только одним – страхом перед небытием, продиктованным мыслью, что тебя никогда, именно никогда больше не будет. В какой-то степени подобные действия оправданы, ибо они, пусть и в малой степени, но компенсируют бессмысленность человеческого существования перед фактом конечности его жизни и очевидностью смертельного финала. Природа сумела по-своему решить эту проблему и создала семена, по сути симулируя бессмертие. В природе умирает вид, а точнее, умирают семена, если заканчивается размножение. Идея с семенами перспективна хотя бы потому, что человечество, благодаря ей, живет на земле миллионы лет, как и растения, животные и микроорганизмы. Человечество, но не человек.
С появлением человека разумного произошло размежевание в личностной структуре индивидуума — разошлась модель на две грани: инстинктов и свободной воли. Именно свободная воля позволила человеку стать тем, кем он является сегодня, но именно она же подарила ему знание и понимание смерти. Человек вышел за рамки инстинктивной жизни, по сути лишившись состояния рая, а если и прозрел, то в угоду тому, что стал смертным. Обретение свободы Библия описывает как грехопадение, как некое ослушание, приведшее Адама к самоидентификации в виде понимания собственной наготы, то есть осознания того, что ранее он попросту не видел и не чувствовал. В какой-то степени это можно трактовать как изменение его сознания: Адаму открылся совершенно иной мир - мир знаний, поиска и перспектив, мир эволюции и инволюции, включая смерть. О том, что Адам был бессмертным, в текстах Писания напрямую не говорится. Вероятно, первочеловек имел потенциальную возможность жить столько, сколько необходимо в рамках замысла Создателя, а это — много. Такое сознание, погруженное в райские переживания и не ведающее о смерти вплоть до полного затухания, лишено страха, а значит, и страдания для него не существуют.
Учеными доказано, что через 5 миллиардов лет наше солнце погаснет, и тогда придет конец всему, что когда-либо было на земле — вплоть до того, что давно исчезло, но это совершенно не волнует живущих на ней сегодня людей. В контексте солнечного апокалипсиса все мы имеем райский иммунитет, то есть фактически бессмертны. Но когда мы хороним родителей, друзей или собственных детей, то реальность смерти становится для нас почти кошмаром, который всячески вытесняется сознанием.
В то же время религия утверждает: у Бога все живы, а душа - бессмертна, и этот фундаментальный психотерапевтический тезис полноценно определяет смысл человеческого существования. Смерти нет, а после перехода в мир иной всех нас ждет нечто такое, что человеку в теле и представить невозможно. Кто-то говорит о вечном блаженстве и нирване, кто-то — о некоем Страшном Суде с последующим определением души в той области, которую она заслужила еще при земной жизни, а кто-то - как о чистилище или о вечном сне, или о трансформации, но нигде и никогда не говорилось о созидательных аспектах личности в жизни вечной, если вдруг она все-таки есть.
Что мы будем делать там - за чертой невозврата? Земная сентенция с её детством, отрочеством, зрелостью и старостью в теме бессмертия не работает, равно как и тема брака и семьи, детей и родителей. Может случиться и так, что тот, о ком мы так тосковали на земле, после смерти нам станет совершенно не нужен. Так есть ли дело у вечно живущих? Неужели это снова будет самосовершенствование или борьба с новыми страстями? Все догадки и домыслы относительно этого тщетны и лишены всякой на то необходимости. "Предоставьте мертвым погребать своих мертвецов, " - говорит Христос. Мне, например, очень близко рассуждение о постоянном прославлении Бога, — то, чем, скажем, и занимаются ангелы и архангелы, и чем мог бы в дальнейшем заниматься и воскресший в новом теле человек. Интересно, но и обитая на земле, в тварном мире, мы, сами того не ведая, занимаемся чем-то похожим, познавая этот мир через органы чувств, данные нам Тем, Кто нас и создавал. Сложно сказать, есть ли в мире ином наука, к примеру, физика или химия, но была бы весьма интересна встреча ученых из этих двух миров - нашего и потустороннего. В какой-то степени земная квантовая физика — это и есть физика загробного мира, а истина все равно лежит где-то на горизонте бытия. Скорее всего, наука принадлежит миру телесному и совершенно не нужна на том свете, где торжествуют законы высшей нравственности, которые, на мой взгляд, действительно не ограничены в совершенствовании, как и сама любовь. Любой, кто хоть раз сталкивался с собственным нравственным ростом, подтвердит небывалую красоту этого явления в сравнении с научным экстазом. Духовное торжество настолько необъятно, что позволяет личности бесконечно экстатировать на любой из своих фаз, что и является пусть и смоделированным, но бессмертием.
Как-то раз один мой знакомый, употребляющий наркотики исключительно с целью расширения собственного сознания в рамках опыта познания жизни, поделился со мной желанием умереть именно на вершине того блаженства, которое он испытывает, находясь под действием химического вещества. Для него это было абсолютной моделью рая, и возвращение в земную реальность при выводе химии из организма воспринималось как состояние, близкое к аду. Но если с чужеродной химией все более или менее понятно, то как быть с состоянием радости, вызванным не химией, а скажем, духовными настроями и молитвами, способными утверждать в человеке невообразимое счастье, вплоть до метанойи - преображения, совершаемого благодатью Святого Духа. Не здесь ли находятся врата истинного бессмертия, когда душа обретает подлинное успокоение, а смерть трансформируется в успение? И тогда уже совершенно неважно, есть ли жизнь вечная или её нет. Важно одно: человек расстается с этим миром в блаженстве, а что происходит с ним далее — неизвестно никому… Впрочем, вполне допустимо, что какая-то субстанция внутри нас живет и после смерти тела. В Библии говорится: «Создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Бытие 2:7). Очевидно, что «дыхание жизни», данное Адаму, было чем-то гораздо большим, чем просто воздух в его легких. Это означало, что Бог вдохнул в безжизненное тело Адама, а по сути, в глину, некую жизненную силу, действующую во всех живых организмах на земле (Бытие 6:17; 7:22). Библия называет эту живительную силу духом (Иакова 2:26). В какой-то степени дух можно сравнить с электрическим током — с энергией, которая приводит в действие какой-либо прибор или оборудование, позволяя использовать его, но при этом эта энергия никогда не приобретает свойств того оборудования, которое она питает. Утверждать, что жизненная сила, питающая всё живое, не приобретает характеристик существ, которым она дает жизнь, было бы преждевременным даже на основания опыта сравнения с электричеством, которое не является личностью и не обладает разумом, что нельзя однозначно сказать о Духе и его качествах. В молитве ко Святому Духу мы видим, что, являясь подлинным сокровищем, Он способен очищать от скверны нашу душу и спасать её.
И все-таки, что происходит с духом, когда человек умирает? В Псалме 145:4 говорится: «Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его». Выходит, когда человек умирает, то его безличная жизненная сила, или дух, не продолжает существовать в другом мире как духовное существо. «Дух возвратится к Богу, Который дал его» (Екклесиаст 12:7). Это значит, что всякая надежда на будущую жизнь для этого человека полностью зависит от Бога. Таким образом, мы вплотную подходим к абсолютной тайне бытия — к осознанию того, что наша вера - и ничто кроме неё! — может испросить у Бога послать в нашу неспособную к жизни личность тот самый дух, который и преобразует её к жизни иной, а по сути — воскрешает, даруя жизнь вечную…

Терентий Травник. Из книги "Домашнее задание".
(0 пользователям это нравится)