Вечерняя беседа (2). Фрагмент. Елена Логунова - Терентий Травник.

Терентий: Для меня вера - это инструмент, надежда – ноты, а любовь – музыка. Без музыки инструмент мертв, да и ноты тоже… Зачастую, в силу разных обстоятельств, но именно вера и вытесняет из нас любовь. Надежда как-то, но держится, а вот любовь — нет. А ведь любовь —это и есть то, ради чего всё и происходит. Сегодня вера стала административным инструментом. Впрочем, ей это вообще свойственно еще со времен крестовых походов. Она довольно-таки умозрительна, её можно обсуждать, переворачивать, совершенствовать, но она лишь средство, и это надо помнить - средство для постижения любви.

Логунова: А бывает ли что-нибудь связанное, но невзаимосвязанное?

Терентий: Взаимосвязанно — это причинно-следственные отношения, а связанное — это отношение между субъектом и объектом, оно может быть взаимным, но чаще обусловленным, т.е. связанным по факту, а не по происхождению.

Логунова: Как веник, да?

Терентий: Совершенно верно. Прутья веника связаны, но не имеют взаимосвязи. Веник предметен, а не эволюционен. Скорее взаимосвязаны веник и щетка.

Логунова: Ясно.

Терентий: Скажем , щетка модифицирована из веника или наоборот. Это и есть взаимосвязь. Вера, надежда и любовь - взаимосвязаны тоже. И вера, и надежда имеют причину - любовь. Именно поэтому апостол Павел и говорит, что она — главная среди прочих. Еще взаимосвязана Святая Троица. Символ веры очень четко показывает эту взаимосвязь…

Логунова: Он тщательно выверен - Символ веры. А искажение веры, наверное, это прежде всего фарисейство?

Терентий: Нет. Фарисейство - это отсутствие любви.

Логунова: А может, от того, что нет любви, и возникает фарисейство. Чем оно не подмена любви?

Терентий: Если оно и появляется, то не как подмена любви. Фарисейство вообще не имеет к любви никакого отношения. Это свойство ума – административный аппарат веры, когда вера становится структурой, позволяющей существовать, а то и руководить в социуме. Фарисейство близко к фанатизму, эдакое страстное законничество. Явление мерзкое, против чего и шел Христос. Оно трудно искоренимо, а потому и у Христа к этому особое было отношение.

Логунова: Притча о мытаре и фарисее...

Терентий: В том числе.

Логунова: У меня о вере столько вопросов. С одной стороны хочу верить, как вы, но боюсь расхождений с церковью. Я ведь не настолько сведущая, чтобы хотя бы в чем-то ей не доверять. Думаю, о вере беседу стоит продолжить.

Терентий: Спасибо, Лена. Буду рад. С Богом.

Терентий Травник. Из книги «В четыре руки».
(0 пользователям это нравится)