В ржавом тазу реальности

У Владимира Высоцкого есть верная мысль: для того, чтобы стать человеком, в детстве надо читать нужные книжки. В контексте нашего с вами времени я бы добавил, что еще и слушать нужные песни. Меня часто спрашивают о том, что я думаю о творчестве Сергея Шнурова и его группы «Ленинград». Признаюсь, что музыки, при всём профессионализме музыкантов, я в нем не нахожу, но отдам должное: в текстах нередко встречаются те самые «прикольные фишки», которые, собственно, и цепляют слушателя. Но для меня удивительно здесь другое, а именно то, насколько весьма талантливое действо может абсолютно перечеркивать все основные принципы самого замысла. Я всегда отделял искусство от творчества. Так вот, труды Шнурова — это всего лишь искусство, и никакого отношения к творчеству они не имеют. Другое дело, насколько подобное правомерно для использования в массовом формате. Для искусства, как это ни парадоксально, более чем, но надо понимать, что Сергей своими песнями нисходит вниз и создает для слушателей полное ощущение их легальной сопричастности с некими особыми, весьма мерзкими ценностями. По сути это — завуалированная ложь и растление, позволяющие человеку неосознанно остановиться в собственном развитии, ибо развиваться ему более некуда: ведь всё достигнуто, и отныне он говорит на одном языке со своим кумиром, а главное для него — то, что кумир это одобряет. Всё сошлось, а это значит, что примитивный уровень слушателя узаконен мастерами самой сцены, причем широкомедийными мастерами и на лучших шоу-площадках. В какой-то степени это преступление перед нацией и народом, когда в угоду собственному пониманию жизни артист, пользуясь личным авторитетом, убеждает поклонника, а точнее, просто человека в правильности его местоположения, прекрасно понимая, что место это есть не что иное, как социальное дно.
В СССР нечто подобное, называемое блатняком, тоже присутствовало, но крутились эти шлягерные зонги на низкопробных магнитофонах с жёваной пленкой, что вполне соответствовало ситуации. Похоже, что пришло время душевного эксгибиционизма, и пошлятина, а иначе и не скажешь, вылезла на дискуссионный уровень, подчеркивая собственной наглостью свободу жизни в государстве. На смену застою пришла эпоха отстоя. Остаётся только определить, насколько жизненно необходимы нам с вами танцы в изрядном подпитии на столах с битьем посуды. И если это окажется насущным, то можно считать, что страна окончательно промотала и профуфонила саму себя и сделала из города-героя Ленинграда групповуху с одноимённым названием. У покойного ныне Михаила Науменко в песне «Уездный город N» есть замечательные слова – не об этом ли они?

Наполеон с лотка продаёт ордена,
Медали и выцветший стяг.
Ван Гог хохочет: «Нет, ты не император,
Я знаю, ты – просто коньяк!
Но я возьму весь товар, правда только на вес»,
И он достаёт безмен.
В это время Луна, как ржавый таз,
Встаёт над городом N.

Терентий Травник. Из книги "В нужную сторону".
(0 пользователям это нравится)