В прозе о поэзии: несколько слов о строфократии

Мало кто из художников слова обращает особое внимание на то, что композиция и есть та основа, которая не дает стихотворению с большим количеством строф легко попасть в собрание, прошу прощения, «зарифмованной нудятины». В своем замысле всякая поэзия, в отличие от прозы, устремлена к лаконичности, где ритм и рифма дисциплинируют автора, требуя от него все большего умения при наращивании количества написанного. Использование сжатой литературной формы, представленной в виде стихотворения, многократно повышает ответственность за качество каждого употребляемого поэтом слова, представляя в итоге концентрированную форму мыслей, настроений, чувств и переживаний самого автора.
При появлении всякого многострофия необходимо быть особо внимательным и удалять, а то и вовсе не допускать лишние, явно слабые и проходные строфы, особенно в тех случаях, когда поэтическое произведение является описательным. И делать это надо до тех пор, пока каждая из оставленных вами на листе строф не приобретет статус «незаменимой». В удавшемся стихотворении строфы, собранные вместе, несут в себе не только единый замысел, но и образуют удивительное полихроматическое единство, где каждое четверостишие и есть та самая, необходимая, нота не только аккорда, но и всей мелодии. Когда концептуальная разница между строфами малозаметна, получается, и то в лучшем случае, нечто похожее на одновременное звучание нескольких нот, но с интервалом в октаву, где не только нет мажорного или минорного окраса, но и отсутствует всякая композиционная динамика. А это уже и не музыка, и не поэзия.
Нередко в своих беседах я позволяю себе сравнивать многострофное стихотворение с бусами, состоящими из равно-ритмических, единых по тематике фрагментов, где каждая строфа-бусина несет в себе идею общего, оставаясь при этом уникальной и вполне самостоятельной единицей, а само художественное построение замысла держится на той невидимой нити идеи, которая проходит через каждую строфу в отдельности, соединяя в пластичную структуру все детали. Многострофная поэзия - не сольное выступление, это - ансамбль, где манифестируются принципы коллективного согласия между строфами. Основной задачей многострофного произведения было и остается следующее: провести читателя по гармоничным строфам-ступеням до красоты полнозвучного вывода-финала. При отсутствии последнего, равно как и при скучном, слабовариативном и как бы разбавленном, бледном многострофии произведение не имеет художественной ценности и выпадает за рамки мастерства, оставаясь в состоянии этюда или наброска.
Ловушка заключается в том, что автор, захваченный эмоцией написания и погруженный в поток создаваемого, часто не отслеживает количество и качество новых, волнообразно нарастающих в своем количестве строф. Таким образом, произведение разрастается. Теряя логические скрепы-связи, оно заметно тускнеет, и это без учета явного вреда от неизменно присутствующих в таких случаях междометий, повторов, временных и падежных разногласий. И здесь внутренний редакционный контроль автора не просто желателен - он необходим. И тогда при тщательном просеве от задуманного зачастую остается меньше половины, а от написанного - с четверть. В итоге подобных действий оставленное на листе начинает звучать и образно, и ритмически наполненно, и музыкально, что в должной мере будет свидетельствовать о хорошем качестве написанного.

Терентiй Травнiкъ. Из книги «Письма и дневники».
(0 пользователям это нравится)