Точнее времени

Меня всегда привлекали своей категоричностью слова Христа о том, чтобы наше с вами согласие или, как он говорит, наше «да» оставалось «да», а наше «нет» именно «нет». "Всё остальное, — говорит Спаситель, — оно от лукавого". Вроде бы все просто и понятно, но в то же время в жизни есть столько случаев, когда человек не может сказать свое твердое «да» или дать категоричный отказ. Ему в таком случае надо подумать. И все же после размышления можно прийти к тому, чтобы в своем ответе либо твердо принять или отказаться, не так ли? Скажем, если нас спрашивают, хотим ли мы есть или пить, мы редко отвечаем, что не знаем. Но это физиология, это тело, а оно изначально намного опытнее и мудрее нашей с вами души. У души гораздо больше неясностей и сомнений. Есть те, которые ей необходимы для укрепления, но есть и такие, которые приобретены в результате накопленных ошибок или, как их называют в христианстве, грехов. Получается, что чем более очищен человек, чем ближе он к своему преображению, тем проще ему ответить на любой вопрос либо утвердительно, либо отрицательно. Иными словами, он развит, проработан, он способен быть внимательным, способен думать, опираясь на свою внимательность и опыт, а значит, осознанно принимает решения. Видимо, Спаситель, говоря об этом, именно таких людей и подразумевал, а всем остальным он просто желал идти в этом направлении, понимая, что оно в своей сути абсолютно правильное. Тем не менее, все мы, по крайней мере большинство из нас, живем в состоянии "возможно или надо бы подумать". И хорошо, если оно так, потому как есть и такие, кто соглашается или отказывается сразу, а только потом начинает думать, а поняв, что сделал глупость, расстраивается. Но это тоже урок, а если он усвоен, то есть шанс поумнеть, причем довольно-таки скоро. Есть один анекдот, впрочем, для меня это скорее притча, и касается он нашего с вами сегодняшнего разговора. Расскажу, но начну с конца, дабы подвести его к нашей с вами теме, и вы поймете, почему. Так вот, если девушка говорит вам нет, то это нет, если – "возможно", то это значит да, то есть она согласна. Но если она говорит вам «да», то это не девушка. Далее… если дипломат говорит «да», то это «да», если "возможно", то это «нет», а если он говорит "нет", а это означает, что он отказывается, то какой же это дипломат? И, наконец, финал. Если командир говорит «да», то это, естественно, «да». Если говорит «нет»— значит, «нет». Но если он говорит «возможно», то есть сомневается, то это не командир. Кстати, во многом всё, что я вам рассказал, не расходится с жизненным опытом. А вот теперь давайте обратим свое внимание, что только военный, то есть командир, принимает решение, точнее, способен принимать его так, как об этом говорит Христос. Как вы думаете, почему? И не спешите с ответом, объявляя всякого генерала в тупости. Это, скажу я вам, совсем не так, и мой личный жизненный опыт тому подтверждение. А вот принимает он такое решение потому, что оно – а теперь внимание! – связано с огромной ответственностью, потому как искусство войны — это прежде всего человеческие жизни, и давать приказы или советы с оттенком возможного слишком дорогой ценой может обойтись. Правда, иногда командиры просто надавливают, аргументируя, что приказы вообще не обсуждаются, но это, думаю, плохие командиры, а то и вообще не они. Возвращаюсь к словам Христа; мне лично понятно то, что Господь говорил о том, что всем нам необходимо видеть жизнь в свете истины, а потому и решения принимать легко и просто, не плавая в разного рода домыслах и сомнениях. Принимать так, как на духу.
Как-то раз меня пригласили участвовать в семинаре по этике, и один из участников задал мне вопрос, насколько возможно принимать подобные решения, то есть твечать так, как говорит Спаситель. Ответить ему сразу я не смог и попросил дать мне время, чтобы подумать. В конце занятия я все-таки пришел к выводу: чтобы быть в состоянии полной ясности в своих ответах, необходимо иметь в голове полную картину событий. Чем-то это похоже на решение судьи. Вы можете себе представить, чтобы судья, вынося приговор, сказал: дескать, возможно, этот человек виноват, а может. и не виноват... Такого не бывает, потому как до этого идет следствие, которое и сподвигает судью к правильному решению. Получается, что для того, чтобы верно соглашаться или отказываться, нам с вами нужно не просто многое знать, но и понимать суть происходящего. И еще, напомню, что Христос данные слова говорил в Нагорной проповеди и касался главным образом клятвы. Точнее, эти слова завершали его пояснение о клятве. Отрицая клятву, он вносил ясность, чтобы поклявшийся не утонул потом в собственных умозаключениях, коль захочет в споре хитроумно запутанными доводами прикрыть слабость своей позиции и громоздить один аргумент на другой, Спаситель и предлагает; «Да будет слово ваше всегда «да, да» или «нет, нет»; а что сверх того, то от лукавого». Иными словами, будьте определённы и тверды — и лукавому рядом с вами места не останется. Определённы и тверды, то есть берите ответственность за то, о чем вы говорите, держите слово. Вспомнилось, как мой папа, Аркадий Павлович, поздравляя меня с поступлением в вуз, заметил: "Главное, сын, чтобы твое слово имело реальный вес, ибо всякий мужчина стоит ровно столько, сколько стоит и весит его слово".
И еще моя мама, Людмила Георгиевна, терпеть не могла обманщиков, и это при том, что она, занимая свой пост судьи, видела их насквозь. Она тоже считала, что лучше говорить так, как есть, даже за пределами зала, но не всегда, ибо если дело касалось душевного равновесия человека, то здесь она терялась, потому как не хотела его расстраивать. Получается, что нередко мы что-то не договариваем не потому, что не хотим, а потому, что тот человек, кому адресована наша правда, не дает нам возможности это сделать. Так что есть чему нам учиться. И всё же пусть в нашей жизни будет как можно меньше неопределенностей, разве что если сама жизнь их преподнесет…

Терентий Травник. Из книги "Честное слово".
(0 пользователям это нравится)