Терентий Травник: весенняя встреча с журналистами 30.04.23.

Вопросы задавали: Мария Нифонтова, Ольга Трошкина, Елена Волкова, Евгений Потворцев, Александр Викулов, Роман Цветков, Мария Вяземская. Продолжение (5).
Вопрос: Есть знания, а есть озарение. В чём, по-вашему, разница? Вы — творческий человек, что руководит вами при создании ваших произведений, скажем, в литературе или в музыке?
Терентий: Есть люди, которые знают, а есть те, кому просто открыто сверху. Со знаниями всё более или менее понятно: читай книги, ходи на лекции, веди беседы, из которых можно почерпнуть что-либо важное для себя, и вскоре ты станешь знающим человеком. Информация, которой ты обладаешь, пройдя твою личную цензуру и отсев, займет место в твоем сознании, и отныне ты сможешь ею пользоваться. Ты её не открыл, а приобрел, как вещь в магазине, и теперь она приносит тебе пользу. Что касается того, что открывается, то в данном случае задействованы несколько иные механизмы. Здесь знания приходят как бы по наитию, иногда это называют озарением. Ты их не берешь из книг, а это лично твое, причем такое, в чём ты абсолютно убежден. Это тот самый случай, когда человек «подключен» в силу определенных его качеств к первоисточнику. Давайте расуждать так: сначала изобрели письменность, потом стали писать книги, а далее пришли те, кто стал их читать и на основе прочитанного строить свои рассуждения. Им и невдомёк , что их рассуждения появились благодаря тем, кто изобрел алфавит, обучил душу мыслить и говорить. Таким образом был создан интеллект, и в этот мир пришел человек разумный, то есть мы с вами. Наша высшая ипостась — это умение говорить, а следовательно, обмениваться мыслями и опытом. Животные лишены слова, что не даёт им права да и возможности вочеловечиться, хотя всё остальное у них такое же, как и у человека, а то и во много раз совершеннее. Именно слово сделало нас с вами людьми. Кстати, Адам давал имена предметам и явлениям, а это значит, что ему было открыто изначальное. Обращаю ваше внимание, что, создавая компьютер, мы прежде всего учили его говорить, то есть распознавать написанное или сказанное. Если бы он этого не умел, то его существование не имело бы никакого смысла, а он был бы сродни булыжнику, да и то у последнего есть большее оправдание.
Теперь о творчестве. Дело в том, что творчество — это многоуровневый процесс, выстроенный и на знаниях, и на опыте, и на вдохновении, и на мелких, но крайне важных нюансах. Творчество — это то, чем постоянно занимается Бог, а значит, в творчестве есть условие: всё должно быть включено. Чем лучше выполнено вами это условие, тем лучше у вас получается то, что вы делаете. Для меня истина в следующем: всё, что я делаю, должно прославлять Того, Кто мне позволил этим заниматься, а значит, Бога. А потому я не могу сделать хуже, чем могу. Знания - это стратегический аспект творчества, и они контролируют способы воплощения и методы. Опыт позволяет структурировать и вычленять главное в том, что ты делаешь на данный момент. Вдохновение наполняет твою работу радостью и силами, оно показывает, что ты на правильном пути, снимает усталость и закладывает в тебе желание делать дальше, больше и лучше. Что касается разного рода мелочей, то они, скажем, обстановка и место, где ты творишь, или твое настроение, а может, и настроение твоего окружения – всё это испытания на прочность, некие занозы, без которых ты не вырастешь в своем творчестве. Понимаете, есть очень интересный нюанс и заключается он в том, что, творя, вы тоже меняетесь, а не просто создаете нечто, способное повлиять на окружающий вас мир. И то, насколько качественно будет происходить ваше изменение, определяет замысел Бога относительно вас. К примеру, в искусстве художник может быть пьяницей, поэт —тоже, музыкант и скульптор, артист и фотограф —тоже, но в творчестве это исключено. Творчество обязывает своего мастера расти и стремиться к максимальной осознанности. Вы же понимаете, что состояние мастера в творчестве и состояние самого Творца - тождественны. А если так, то разве вы можете допустить, что Создатель, творя наш с вами мир, периодически попивал винцо? Конечно же нет, и не из-за того, что он этого не мог, а потому, что состояние максимальной творческой реализации подразумевает абсолютную ясность ума, сердца и души, ибо вы призываете в своем деле на помощь Святой Дух, если хотите достигнуть максимальной глубины в своем произведении, а Дух не свободен в искаженном алкоголем пространстве. Поэтому всё, что в нашем мире создано «под градусом», увы, но так и не достигло своей максимальной отчетности в поставленной перед художником задачи. Да, это может быть изумительные картина или музыка, но не более, чем картина или музыка. Увы, но созидательная функция космоса от них отключена - мастер был пьян, а жаль.
Вопрос: Терентий, вы производите впечатление очень воспитанного, мудрого и интеллигентного человека. Тем не менее, вы можете очень строго, а порой и жестко ответить вашим оппонентам, что все мы видели, и не раз. И всё равно вы очень притягательная личность… В чём секрет?
Терентий: Мне повезло, поскольку меня с детства окружало очень много умных и очень умных людей, я рос и развивался в творческой и интеллектуальной среде, а потому к восьмому классу знал гораздо больше и шире того, что содержала школьная программа. Знания были основой в нашей дворовой среде, это считалось авторитетным и очень престижным фактором. Все мы легко цитировали классику, козыряли терминами , именами и свободно отвечали на многие вопросы. К 15 годам я побывал, а то и не раз, во всех музеях Москвы, регулярно посещал выставки и ходил в МГУ на лекции общества «Знание». К концу начальной школы я блистал ответами на такие, к примеру, вопросы: чем заканчивается японская поговорка «хороший муж всегда здоров, и его...» Или каким образом первый раз невеста на Руси должна была попасть в дом, чтобы домовой её принял в новую семью? Или какой порт находится в 700 км от моря? Согласитесь, что вопросы непростые. Нашей, а в данном случае моей образованностью я обязан нашим родителям и их друзьям. Мне посчастливилось расти в среде, пропитанной духом профессуры МГУ. Дом, где жили магистры всех уровней, стоял напротив моего, их дети и внуки учились со мной в одном классе, и ученые мужи и жены принимали активное участие в нашей общей образованности. Так что мои знания имеют естественное происхождение. Что касается моей строгости, как выяснилось, известной многим, основана она на том, что я и сам педагог с многолетним стажем, а учитель имеет свои, скажем так, закидоны, вот они и у меня присутствуют. Надеюсь, что без перебора. Касаемо притягательности, то здесь, думаю, лучше вам самим разобраться с этим и в мое отсутствие. Это качество мне абсолютно не полезно, хотя за такое отношение я вам благодарен.
А вообще-то без притягательности ни одно дело сделать нормально нельзя. Я вижу много молодых людей, девушек и ребят, присутствующих сегодня на встрече, и все, с моей точки зрения, очень привлекательные. Но если вы имеете в виду внутреннее притяжение, то секрет здесь простой: поставьте перед собой цель стать красивым человеком, а потому всю свою волю направьте на то, чтобы оставаться спокойным, великодушным и преданным любви человеком, полным душевной тишины и задорной любознательной пытливости. И если вы этим займетесь так же увлеченно, как и спортом, то неотразимость я вам гарантирую…
Вопрос: Ваше отношение к предательству…
Терентий: Трудно сказать, ибо меня ни разу не предавали. Я имею в виду по-настоящему. Кстати, предательство — это вообще явление редкое, и слава Богу. Увы, но сегодня под предательство подсовывают всё, что ни попадя, а это и невыполненные обещания, и измена, и то, что вы не поддержали своего друга, даже если он был не прав, и просто невнимательность с неуважением. Но всё это к предательству не имеет никакого отношения, потому как предательство всегда наносит тяжелейший урон преданному человеку, а не просто разжигает досаду, обиды или страсти в отношениях. Так что не спешите вешать ярлыки, ибо в жизни случается всякое. Думаю, что и самому предателю пойти на этот шаг крайне сложно. Нужно дойти до высочайшего уровня ненависти, а ещё до беспредельной зависти, чтобы продать свою душу дьяволу. А предатель именно это и делает, поскольку всё остальное за него осуществляет сатана. И раскаяние в предательстве — крайне тяжелое дело. Иуда попробовал, но до конца так и не сумел. И тогда в этот процесс вмешалась совесть — еще тот праведный палач: выжигает душу до конца, требуя покаяния. И Иуда не справился с этим– удавился. А было бы в нем хоть с горстку любви, он бы выстоял, так что с предательством надо быть настороже. А пока живы, то думайте о любви и только о ней. Преподобный Серафим Саровский призывал всех стяжать Святой Дух. Как вы думаете, что он имел в виду? Верно – любовь! Спасибо!

Продолжение следует…

Терентий Травник. Из книги "Честное слово".
(0 пользователям это нравится)