Терентий Травник: весенняя встреча с журналистами. 26.04.23

Вопросы задавали: Стас Дюжкин, Мария Нифонтова, Андрей Колкин, Елена Волкова, Евгений Потворцев, Федор Бочкарев, Алла Веталина. Продолжение (1).
Вопрос: Терентий, вы человек многосторонний, знающий, с большим жизненным опытом. Есть ли у вас какие-то свои взгляды и пожелания на разные периоды жизни?
Терентий: Эта тема меня всегда интересовала и вот почему. Дело в том, что я абсолютно уверен, что наше духовное развитие имеет такие же стадии и фазы, как и физическое, а потому и надо это понимать. К примеру, вы же не будете давать ребенку физические нагрузки взрослого, не так ли? Вот то же самое — и с душой. Просто надо знать и понимать, что несмотря на разные обстоятельства, наша душа входит в определенные периоды, которые отличаются своими особенностями. Желательно в этот период делать то, что вам и свойственно. Но бывает так, что человек запаздывает, оставаясь в прошлом, и это не хорошо, потому что многое усложняет. Тем не менее, я всегда советую ориентироваться на свой возраст и поступать в соответствии с ним, а для этого надо знать, где вы в данный момент путешествуете по карте жизни, и вести себя соответственно.
Вопрос: Получается, что «американский» моложавый старичок это не очень правильно?
Терентий: Это неплохо, но это не должно быть линией мейн стрима. Человек, которому за шестьдесят, не может быть в состоянии шортиков и скейта. Это период максимальной реализации его души. В это время человек имеет уникальный опыт жизни, знания, он может это донести более молодым людям, но в правильной форме и надлежащем виде. Он еще не поражен ослаблением памяти и внимания, которое проявится к семидесяти… Увы, но чаще всего вся эта искусственная моложавость свидетельствует о духовной патологии, о застревании в прошлом, и это большая проблема. Сегодня она видна повсеместно. Лет пятьдесят назад семидесятилетнюю женщину в ярком макияже, да еще и в татуировках на бедрах восприняли бы, как ненормальную, а ведь так оно и есть. Сегодня эти глупости регламентированы. Просто все больше и больше выползает духовная деградация.
Вопрос: С чем это связано?
Терентий: Думаю, что с достатком и комфортом в обществе. Как говорится, от скуки — на все руки. Но это ловушка, и духовное развитие никто не отменял, а то, что вы его профурыкиваете, это ваша беда. На Западе нередко в гроб старикам кладут чуть ли не игрушки для взрослых. Это уже не глупость, а признаки вырождения общества. Жаль, что такое общество диктует миру свои, почти маразматические, правила поведения. Вообще-то, это звенья одной проблемы – необразованности. Эдакий духовный гламур…
Вопрос: Терентий, у вас есть любимый период в жизни, я имею ввиду возрастной?
Терентий: Теперь точно есть, и это время, в котором я сегодня здесь с вами. Конечно, годы берут свое, но я никогда еще не был в таком хорошем духовном и интеллектуальном тонусе. Я спокоен, меня не выводят из себя многочисленные мелочи в поведении других, мне многое понятно. Сегодня я имею возможность помогать близким и служить им, я понимаю, а то и знаю причины их трудностей и подхожу к этому согласно этим знаниям. Я вижу жизнь с высоты своего возраста, и меня не тянет назад, потому что прошлое всегда с проблемами, причем вызванными исключительно незрелостью и неразвитостью, а это, сами понимаете, не то время, куда хочется вернуться. Сегодня я в нужном времени и в нужном месте, при этом абсолютно естественен и занимаюсь тем, чем хочу и что умею. Мне больше некуда спешить: я тот, кто есть. Мои знания и опыт приносят плоды обществу, и главное, что мне взамен ничего не нужно. Признаться, я по-прежнему люблю детство – оно, несмотря на отвратительное влезание в него взрослых недоумков, полно честности, надежд и любви, а это очень привлекает, не так ли?
Вопрос: Терентий, мы знаем, что вы все больше и больше говорите на встречах о добре как основе нашей жизни, ваши статьи пронизаны нравственными принципами жизни. У вас есть продолжатели и ученики, которые стали такими же приверженами этих замечательных идей, все они объединились в этом… Не могли бы вы рассказать немного об этом подробнее?
Терентий: Спасибо, что упомянули. Дело в том, что я уверен: добро и мирное устроение души является основой всего развития. Для начала следует понять, что доброделание - это, с одной стороны, очень тяжелая, я бы сказал, самая тяжелая работа человека, а с другой — базовая основа нашей с вами эволюции, а без базы, то есть без фундамента, ничего не построишь. Если человек не вырастил в своей душе древо добра, то все его дела будут кривенькими и с душком, даже если они по факту во благо. Поэтому я не очень серьезно отношусь ко многим благотворительным фондам, особенно тем, что получают государственные транши, не внимателен ко всем этим смс-выклянчиваниям с экранов ТВ. Я не говорю, что это плохо, но есть в этом что-то нечестное, это ж заметно. Эдакое добро по-американски, когда в страны Африки идет тушенка из запасов военных частей середины прошлого столетия, другими словами, списанная. И была бы это половина беды, если бы они из этого не раздували популистской, простите, вони, а это они умеют. У меня все гораздо проще:можешь, значит, делай. Не можешь, значит, научись и делай, вот и всё. Хотя и учиться особо этому не надо, просто знать несколько основополагающих принципов доброделания и следовать им. Без них, как показал опыт, легко впасть в соблазны, наворотить пафосных дел и испортить не только себе, но и многим жизнь. Добрые дела бесы не любят и свою ложку дёгтя, а то чего и похуже держат наготове.
Вопрос: Интересно, а какие принципы вы имеете в виду?
Терентий: Их всего четыре. Я это называю принципами «3 + 1». Почему так, это особая история, но главное, что последний принцип и есть главный, а потому он и первый в нашей школе. А теперь все по порядку. Первый – это знание! Знание того, что твои ближние посланы тебе в заботу о них, а потому всегда начинай с них, а не с абстрактных «голодающих детей поволжья» или бездомных собачек. До них дело дойдет, если будут силы. Второй – это внимание! Будь внимателен не к словам людей, а к их состоянию, и делай добро на основе этого принципа. Просить у тебя могут что угодно, но чаще это не то, что им надо, так что проявляй наблюдательность и ум, другими словами, работай, делая людям добро! Третье – это простота! Не ищи чего-то большого, добро проявляется именно в мелочах, но постоянных, а не в разовой покупке велосипеда на пятидесятилетие друга. Иногда важнее позвонить и просто поинтересоваться здоровьем и предложить помощь. И, наконец, последнее, — это скромность! Обычно я говорю своим последователям: сделали – и забыли, вот и всё! Ничего особенного…
Вопрос: Есть ли среди ваших учеников дети?
Терентий: Да, но скорее, это просто дети, о которых мы заботимся. Мы просто делаем дела любви, и они это видят. Уверен, что это не пройдёт даром , и они вырастут с потенцией к настоящему добру.
Вопрос: Вы не думали о том, чтобы это предложить в школах?
Терентий: Нет, и вот почему. Дело в том, что школьная система и конструкция во многом иная, и учить добру в этой системе бессмысленно. Школа дает знания и учит человека адаптации к социуму, и этого уже достаточно. Остальное будет лишним. Доброделание тем и хорошо, что оно во многом понятийное состояние и естественное, и оно не требует специального обучения. Есть понятия добра, точнее того, чтобы этим заниматься — их всего четыре, вот и следуй им. И ни к чему здесь планы и отсчеты, собрания и конференции — весь этот театр видимости. Накорми и забудь. Отдохни, живи дальше и оставайся внимательным к чужой нужде и бедам твоих близких…
Спасибо!

Продолжение следует…

Терентий Травник. Из книги "Честное слово".
(0 пользователям это нравится)