Терентий Травник: Фрагмент выступления в одной из питерских средних школ

Откровенно говоря, ещё учась в школе, я не просто не понимал, но даже и не думал в ту сторону, зачем это нужно - хорошо знать русский язык , ведь мы, худо-бедно, все на нем говорим - из чего следовал вывод: знаем мы его неплохо. А что касается правил или запаса слов, то это - дело десятое. И я, и мои одноклассники уделяли куда больше внимания изучению английского языка. Я , например, делал это в основном потому, что именно на английском пели тогда мои самые любимые музыкальные коллективы. Видимо и вы, сегодняшние школьники, делаете то же самое, пусть и по другим причинам. 
Вот здесь и скрывалась самая большая ошибка... Можно сказать, что этим нанесен был настоящий ущерб моим будущим знаниям. А все потому, что никто из учителей так и не смог в то время донести до нашего сознания главное: родной язык - это не просто тот язык , на котором мы с вами говорим, но ещё и самый доступный, а может, и единственный инструмент для развития нашего с вами интеллекта. Вот этих слов – наиважнейших слов - нам и не хватило. И потому я говорю эти слова на каждой своей встрече с российскими школьниками. Родной язык - это то интеллектуальное обеспечение, которым пользуются все программы нашего с вами интеллекта. 
Дорогие ребята, обычно свои встречи с юными читателями я всегда начинаю одинаково: выхожу на сцену в школьном зале и так же, как и сегодня, спрашиваю:
- Есть ли среди присутствующих будущие ученые?
- Да! - кричат мне ребята. 
- А врачи, политики, бизнесмены?
- Да! Есть! - отвечает зал.
Я продолжаю: 
- А художники, музыканты, спортсмены?
И они опять говорят мне, что есть и такие… Вероятно, и сегодня такие здесь имеются… ( одобрительный шум в зале) 

- И тогда я всем, теперь вот и вам, говорю: учите родной русский язык досконально, ибо именно он и есть основа вашего интеллекта.
Человек – лингвообразующееся создание. Физиология нашей с вами души основана на синтаксической, пунктуационной, орфографической, орфоэпической, морфологической и других системах языка. Чем совершеннее вы владеете родным языком, тем легче добьетесь успехов во всех остальных областях. Троечники по-русскому заведомо лишают себя успехов в жизни. Скажите, а есть ли в зале учителя русского языка? 
- Есть! – звучит реплика из зала. 
- Хорошо, а теперь представьте, какие требования должны быть предъявлены к учителям русского языка и литературы в школах: ни много ни мало – колоссальные! Такие специалисты - это элита образовательной системы нации, если хотите, это российская, но только преподавательская, гвардия, а не просто умельцы научить правописанию. Человек, посвятивший себя науке о слове, обязан им владеть в совершенстве. 
В свое время, в связи со сносом нашего старого дома, моя семья покинула уютный и самодостаточный московский центр и переехала в так называемый спальный район, где мне досталась такая же «спальная» школа со всеми вытекающими последствиями. Учитель русского, а проще «русичка», была не только человеком с ярко- выраженным неместным говором, что не является, в конце концов, чем-то определяющим, но, самое печальное, она толком ничего не знала в своей области и откровенно не любила свое дело. Если бы мне сказали в те годы, что я буду писателем, не поверите, но я бы оскорбился. Литература была моим самым не любимым предметом в старших классах, и во многом только благодаря учителю. 
Ситуацию спас институт. Несмотря на то, что мой первый вуз был сугубо техническим, там собрались, по непонятным мне причинам, корифеи русского языка. Отставать было нельзя, и я за пару курсов не только, как говорят, хорошо «поднабрался» всех недостающих знаний, но и полюбил «русиш» на всю жизнь. А теперь, друзья мои, перейдем к поэзии… (аплодисменты). 

Фрагмент фонограммы предоставлен Марией Сорокиной, ученицей 10 класса. С.-Петербург, 2012 год.
(0 пользователям это нравится)