Средняя школа жизни

Прежде всего — воспитание, и только потом — образование. Это действительно две грани социальной личности, тем не менее многие их всё же путают. Итак, воспитание — это прежде всего нравственно-духовная основа человека, а образование — это грань ситуационная, изменчивая, исходящая ради собственных интересов из соответствующей данному моменту реальности. Обе представляют наше с вами содержание. И если воспитание — это его основа, можно сказать, ствол, то образование — всё то, что на него опирается. Сами понимаете, не будет ствола, то есть воспитания, и образование не устоит. И получатся хамство, пошлость и цинизм с образованием, а такое, признаться, встречается и довольно-таки часто. Воспитанная необразованность лучше хотя бы потому, что перспективнее. Это что-то вроде патриархального крестьянства XIX-го столетия, которое, при всей своей тёмноте, несло свет духовный и составляло нравственную основу российского государства. Всякое воспитание начинается с понимания и разделения того, что называется добром и злом. И когда мне говорят, что это — понятия относительные, полагаю,что несмотря на это, их базовые свойства остаются незыблемыми. Неумение их различать и означает невоспитанность. В очень обобщенном смысле воспитание определяется как ваша способность искренне благодарить окружающих, когда на то есть повод, приветствовать человека при встрече, не забывать прощаться, если уходите, ну и конечно же желать другому того, чего хотели бы и себе, и прежде всего — здоровья. Вот на этом и основана коренная система любого воспитания. И если она присутствует, то далее произрастает ствол воспитания с его патриотическим стержнем, с любовью к Родине и уважением к истории и традициям своего народа. В совокупности это образует высшую форму воспитания – духовную с единым созвучием веры, надежды и любви.
Имея это, человек может приступать к образованию, то есть к тому, что открывает для него возможности в области социальной реализации и профессиональной деятельности. При сохранении благочестия и ориентации на собственную совесть такой человек приносит достойные плоды в своей жизни. По сути воспитанием занимается семья, отчасти — начальная школа, а образованием - система государственных институтов. Отдельное и тем не менее объединяющее начало для того и другого несет в себе церковь. Таким образом семья, государство и церковь в своем единстве образуют подлинный духовно-нравственный университет для каждого из нас — остается только с достоинством в нем учиться, а о нашем поступлении уже давно позаботился сам Господь.

Терентий Травник. Из книги «Ластик, лист и карандаш».
(0 пользователям это нравится)