Соцреалистическая элегия

А ведь советская культура была! И не какая-то там, а именно советская - со своим пониманием жизни и особенностями, причем выстроенная на высочайших гуманных принципах и ценностях. Это было: советская песня, советская живопись, были театр и кино, а главное — поэзия и проза, да и вообще литература, причем такого масштаба, что аналога просто нет. Не говорю, что в мире ничего подобного не было вообще, но это в мире, а тут в одной отдельно взятой стране. Единственное, в чём проигрывала советская культура, так это в молодежной акцентации, и не из-за того, что не умели, а скорее осторожничали: уж больно тонкая это материя – подрастающее поколение: в чем-то просчитаешься и всю жизнь изуродуешь. И это, в отличие от Запада, в СССР понимали, а потому и проигрывали, что не спешили заваливать юные головы потребительщиной. Юность проходит быстро, так что закладчики эстетического восприятия в Союзе смотрели дальше – на тех, кому предстоит не только строить новую жизнь, но и свою семью, работу и многое другое. Трудно сказать, как было бы правильнее, но брешь была, и в эту брешь лезли заокеанцы, пытаясь донести до пионерии то, о чем не сообразили рассказать их деды и отцы. Молодежи нужна была свобода, нужно было прикольное и клевое, а не БАМовская выучка под диктовку партийных функционеров. Будь ситуация проработана, и на сцену, что касается прежде всего эстрады, вышли бы те, кого подростки видели кумирами – а это патлатые в клешах ребята, но только свои, то, глядишь, Запад бы и проиграл. И всё-таки они вышли, но вышли, а точнее, вывалились, когда страну накрыло цунами иностранщины, а это, как сами понимаете, удар по… да еще и с особой изворотливостью.
Чем дольше живу, тем больше задумываюсь о советском искусстве и культуре, понимая, что умели – умели тогда и могли делать всё мастерски. Не брали внешним – денег не хватало, но брали внутренним, а это похлеще всякого лоска будет. Бюджеты фильмов «Москва слезам не верит» или «А зори здесь тихие» составляли сотую часть от бюджетов зарубежных блокбастеров, а какова силища в них была, согласитесь. Работали на совесть, вынимая из самого сердца то, что отдавалось в народ. Проблема в том, что большинство из лучшего, созданного в советское время, было рассчитано не просто на взрослых, а на зрелых взрослых людей, что, сами понимаете, не всегда востребовано, ведь до этого надо было дорасти. И народ рос и дорастал, а иначе никак, ибо это — основной принцип искусства: не искусство - в народ, а народ - в искусство, а это означает, что без мата, грязи, пошлости и иных естественных отправлений, популярных в народной среде. Обывательщина умело сводилась к простоте, а простота — к романтике, как оно было, скажем, в фильмах «Покровские ворота» и «По семейным обстоятельствам», как запомнилось в «Джентльменах удачи» или «Кавказской пленнице». И всё благодаря слову – русскому слову, русскому языку и его потрясающей выносливости, адаптивности, а значит , и силе.
Даже сегодня, когда русский язык, извините, бодяжат сленгом или суржиком, он всё равно в том положении, где нет ему равных, потому как понимается, что за ним — страна Россия с её народом, за ним — люди, такие же, как и мы с вами, за ним — правда. Так что, дорогой мой Русский язык, ты уж, милый, держись, ибо если не удержишься ты, пропадём и мы.
Да, так оно и есть: я русский бы выучил только за то, что им разговаривали не только Ленин, Пушкин, Толстой, Суриков, Чайковский и Свиридов, а потому, что на нём говорили мои родители, мои школьные учителя и все мои друзья, начиная с детского сада, и ох, как хорошо они это делали.
Помните, с чего начинается Родина? Верно – с картинке, и не где-нибудь, а в твоем букваре! Вот вам и ответ на всё и про всё! Сошлось! Так что, если и впрямь в начале было слово, то у нас , русских, в этом нет никакого сомнения. Советский букварь это доказал!

И снова о советской культуре: всё дело в том, что это была не просто заказуха —- в ней жила душа, причём душа народная. Мастера не искали особых подходов, а творили так, как подсказывала им совесть. И если даже всё это было отфильтровано некой партийностью, то слава методистам, ибо позволили вырастить и подготовить такое поколение людей, которое до сих пор держит удар. Вот вам тот самый случай, когда чем проще и понятнее, тем лучше для всех. А всё потому, что в эту якобы простоту было вложено самое главное – человеколюбие и принятие жизни такой, какая она и есть.

Терентий Травник. Из книги «Зелёный шарик».
(0 пользователям это нравится)