Pestilentia

Лет тридцать назад у меня гостили немцы – журналисты из Западной Германии. Олаф Рекс, так звали одного из них, вечерами читал книгу — какой-то готический роман. Автора произведения я не помню, но как-то раз мы, сидя по традиции за апфельшорле - традиционной немецкой смесью яблочного сока с минеральной водой, разговорились, и Олаф с интересом стал пересказывать мне содержание этого романа, благо замечательно говорил по-русски. Дело происходило во Франции во время свирепствующей в ней чумы, примерно в ХIV веке. Беспрецедентная смертность разрушала существующие формы взаимоотношений между людьми, уничтожая старинные линьяжи, — деревни и монастыри обезлюдели. Циклический возврат чумных эпидемий удерживал население на очень низком численном уровне. Страх и отсутствие элементарных знаний толкали людей на поиски главного виновника, «козла отпущения», виноватого в их несчастьях.Тяжелое положение усугублялось ещё и в результате развязывания военных конфликтов. На этом фоне в одной из деревень появляется монах-бенедиктинец. К тому времени орден был в упадке: появились новые, бурно развивающиеся ордена доминиканцев и францисканцев, изменилась структура европейского общества, что окончательно и предопределило ослабление ордена бенедиктинцев. Суть романа в том, что монах рьяно ищет спасение от чумы, делая тинктуры на алхимической основе, и, каждый раз испытывая зелье на себе, постепенно теряет силы. Но люди, оставшиеся в городе, ему верят и ждут от него спасения, неся ему на пропитание последние крохи. И вот когда он окончательно ослабевает, то одна из кормящих матерей сцеживает грудное молоко и предлагает ему испить. Женщина больна, но монах не отказывается, видя и в этом возможное лекарство. Вопреки всему он оживает, и его посещает озарение – чума уходит, а в мир приходит благодать.
Проводя аналогию с сегодняшнем временем – временем больших возможностей и всяческого изобилия, удивляюсь лживым и безнравственным дележам вакцины от коронавируса между странами. На карте неудачников оказались Африка и Украина – их жители получат прививки в последнюю очередь: то ли денег не хватает, то ли вакцины мало. В общем, всё как никогда понятно, потому как сегодня как никогда явственно всплывает на поверхность гнилая сущность современного человечества. Нынешней мировой ситуацией управляют те, кто имеет возможность это делать - и они делают, выделяя нищим крохи. Так было всегда, но так быть не должно. Это неправильно, когда общая беда рассматривается с позиции выгоды тех, кто получил от жизни больше возможностей. Я понимаю, что слова мои лишь жалкий лепет перед заевшимся толстосумом, но и не говорить об этом нельзя.
Размах лживого популизма, лицемерной ереси и социальной психопатии перешагнул все допустимые пределы. Вчерашний пир во время чумы превратился в долгоиграющие корпоративы, но теперь уже во время СПИДа, Эболы, туберкулеза, сифилиса и пресловутого коронавируса. На фоне мажоритарной вакцинации непонятно чем (хорошо, если просто дистиллированной водой) идут постоянные пафосные разглагольствования о себе любимых и обо всех остальных, отрекрутированных в армию балбесов. Неумелое преподнесение проблемы сыграло со всеми нами злую шутку, превратив задуманное во спасение в примитивный фарс, в номенклатурные игрища с народом, поставленным в положение сомневающегося. Сегодня рамки ситуации раздвинулись, по словам Александра Ширвиндта, от репетиции Апокалипсиса до валютно-экономической прохиндиады с желанием набить карманчики на манипуляциях с естественным страхом, разогреваемым человеческой бестолковостью. На фоне постоянного мелькания на экране ТВ конвейерных лент с пузырьками, наполненными противогриппозной жидкостью, идет героизация текущего момента в угоду сливкам истеблишмента с передачей сводок с полей сражений с вирусом. «Всё под контролем, но расслабляться пока рано», - убеждают нас те, на кого направлена проплаченная из государственного бюджета камера, и хочется поверить в услышанное и порадоваться, но почему-то не получается. Видимо, что-то не склеивается между внешним и внутренним, и всё потому, что сознание обывателя, пусть даже примитивное, все-таки что-то из противоречащего здравому смыслу улавливает.
Мне потребовалось пятьдесят лет жизни, чтобы понять, казалось бы, очевидные вещи: тем, кто наверху - нет и не будет абсолютно никакого дела до тех, кто на среднем уровне, не говоря уже о нижнем. Не для того люди идут, просачиваются и лезут во власть, чтобы принимать участие в судьбе народа, а для того, чтобы хорошо (по их понятиям) жить, а уж народ пусть как-нибудь сам устраивается – извините-с, не до масс! За тысячи лет существования человечество в своей основе так и не изменилось. Ребенок, перешагнувший черту половой зрелости, слишком много времени и сил уделяет ограблению себе подобных. Уверенный в себе, он помнит о ближнем ровно до тех пор, пока не становится богатым, а там — хоть трава не расти…
Говорю о пресловутом социальном неравенстве, и почему-то опять вспоминается тот баварский немец – Олаф Рекс, высокий, красивый парень с бородой. Первое, о чём попросил он у меня при знакомстве, так это никогда не называть его фашистом и не думать, что все немцы именно таковыми и являются. Помню, меня это удивило, потому как мне и в голову не приходила подобная мысль. Можно сказать, что с этой политизированной ноты и началась наша дружба, которая продолжается и по сей день.
А что до странствующих бенедектинцев, так здесь всё еще проще: их образ жизни – это сбалансированное существование, посвященное молитве, трудам и учебе. Бенедиктинский девиз гласит «ora et labora» («молитва и работа»), хотя некоторые утверждают, что звучит он как «молитва и работа, работа, работа!» Так вот, эта самая сбалансированная жизнь просуществовала пятнадцать веков благодаря здравому смыслу и упору на ценности Евангелия. Герой того самого романа был крайне чувствителен к нуждам пожилых и юных, болящих и паломников. Видимо, присутствующие в нем высота культуры и великая традиция учености изгнали, в конечном счете, чуму из мира.
Так какой же уровень учености и культуры должен быть в сегодняшнем власть имеющем человеке, чтобы мистический коронавирус навсегда покинул земную цивилизацию?

Терентий Травник. Из книги «Циркуляр».
(0 пользователям это нравится)