Педагогический квадрат

Многие годы я работаю с молодежью и общаюсь с нею, а это —люди до… сорока лет. Нередко мне задают вопрос, каким образом я нахожу с ними общий язык и пользуюсь вниманием и уважением в их среде. Однажды я собрался и сформулировал четыре основных правила общения с молодыми, которые, собственно, мне это и позволяют. Я назвал их педагогическим квадратом и теперь спешу поделиться со всеми, кому это интересно:
Первое: я никогда с ними не вступаю в споры. Причина проста: смысл моих аргументов в том, чтобы донести до них суть. Смысл их спора – одержать победу в этом споре, нередко любой ценой.
Второе: я уважаю их поиск и убеждения. Естественно, нас разделяет большой временной отрезок жизни. И пусть он обогатил вас опытом, но все равно не стоит утверждать, что во взглядах молодых нет никакого смысла. Более того, я имел возможность многократно наблюдать, что потрясающие решения исходят именно от молодых людей.
Третье: я понимаю, что они отличаются от меня если не во всем, то во многом. Я ищу и нахожу эти отличия. А дальше стараюсь разглядеть, как это будет выглядеть, скажем, лет через десять. Обычно прихожу к выводу: вполне достойно, так что не стоит переубеждать будущее в том, каким оно решило быть.
И, наконец, четвертое: молодость всегда права! И прежде всего потому, что, каким бы знающим ты ни был, решать будешь уже не ты — такова воля времени, а это, лично для меня, аргумент. Так что лучше оставить молодых в покое и не уводить их в старость своими мудрованиями.
Тот, кто хочет, чтобы его уважала молодежь, должен научиться делать то же самое по отношению к ней, к её взглядам и поступкам, какими бы нелепыми и наивными они ни казались. Так что повторю снова первое и главное: не спорьте с молодостью. Её задача – жить и радоваться, а коли так, то в её существовании уместна даже глупость. Наша цивилизация вообще строится глупо и по глупости, но именно в этой среде и живут мудрецы.

Терентий Травник. Из книги «Месяц с хвостиком».
(0 пользователям это нравится)