От простого к простоте

Последнее время все чаще получаю вопросы, касающиеся православия в России. И один из них таков: почему все-таки большевики так неистово преследовали церковь?
А ведь это верно, ибо ни одна религия не преследовалась ими с таким ожесточением, как русское православие.
Начну с того, что вопрос во многом имеет социальный ответ, а почему он мне интересен, так это потому, что ответ на него как никогда близок к нашему времени. Итак, изучив немало документов тех лет, я пришел к выводу, что православная церковь рассматривалась коммунистами как главный конкурент в борьбе за умы миллионов русских людей – преобладающего населения России в то время. Напомню, что это было время смены власти, причем революционным методом, так что в ход шли любые средства и уловки, потому как православная церковь в России начала 20 века была структурой царского государства. Впрочем, после падения монархии она пыталась приспособиться к новым условиям, но не получилось.
Но было бы неверно сводить гонения на церковь только к преступлениям большевиков, ибо их поддерживала довольно значительная часть народа, среди которого (а теперь – внимание!) церковь задолго до революции утратила авторитет. Утратила потому, что была казённой структурой, служившей начальству и никогда не откликавшейся на нужды простого народа. Думаю, что в этом и сокрыта основная причина. Предреволюционное духовенство переросло в самое простое поповство и в большинстве своем занялось тем, что сегодня называется бизнесом. Хочу привести слова генерала Антона Деникина, сказанные задолго до того, как большевики пришли к власти:
«Народ поистине христианский терял постепенно свой облик, подпадая под власть утробных, материальных интересов, в которых сам ли научался, его ли научали видеть единственную цель и смысл жизни… Молодежь к вопросам веры и церкви относилась довольно равнодушно…».
Увы, но перестройка в России не только пробудила Православие, но вскоре привела то, что называется официальным клиром, к явному поповству. Именно это и дало возможность проникновению на наши территории огромного количества секулярных объединений и сект. Во многом это повлияло и на украинское униатство, вплоть до церковного раскола. Увы, но церкви земной не чужды страсти по казне и зонам влияния.
А в завершение напомню основы нестяжания Нила Сорского, который
говорил, что жительство и нужды наши от наших собственных трудов должны устраиваться, а потому призывал не злоупотреблять милостыней, а стяжание признавал за «яд смертоносный». Если случится нанимать работников, то, по его словам, не подобает лишать их должной платы. А еще он критиковал всякое желание украшать церковь, поскольку это может привести к восхищению делом рук человеческих и к гордости» за красоту зданий…

Терентий Травник. Из книги «Листва по дереву»
(0 пользователям это нравится)