Обратная сторона мольберта

Многие из нас, покупая в магазине продукты, смотрят на дату изготовления, срок хранения, а то и на состав. Но помимо обычной пищи есть еще душевная и даже духовная, к которым относятся произведения искусства или, если дело касается духовности, то литература на эту тему и, конечно же, таинства. Попробуйте задуматься и дать честный ответ о том, имеет ли для вас значение, что из себя представляет автор, чья картина висит у вас в кабинете, спальне или гостиной. Смогли бы вы держать дома полотна, пусть и талантливо написанные, но какого-нибудь изверга или маньяка. Да и вообще, передается ли суть автора в его произведениях, скажем, в стихах? Говорят, что Михаил Лермонтов был человеком крайне скверного характера, тем не менее стихи его замечательные. Но есть вопрос – насколько? Да и стоит ли придавать этому чересчур большое значение? Прошло много времени, и стерлись качества мастера, писавшего картину, музыку или стихи, так зачем ворошить прошлое? Но если, к примеру, вдруг вы узнаете что-то скверное о поэте или художнике, который, если и не ваш знакомый, то все равно пребывает в вашем круге общения, то сможете ли вы переступить барьер и смотреть на его произведения так, словно бы вы незнакомы с этой стороной его жизни? В Индии говорят, что не общайтесь, а то и не живите с поэтом, стихи которого вам понравились, ибо скорее всего вы разочаруетесь не только в нем, но и в самой жизни. Может потому, что дело касается слова, то у поэтов это действительно очень тонкая грань, я имею в виду соответствие вашему восприятию, в отличие от художников или музыкантов, а тем более — артистов. Последние вообще разные, а потому сценический злодей или предатель в жизни может оказаться удивительно порядочным человеком и наоборот, герой-любовник, покоряющий женщин своим видом на экране, в жизни оказывается циничным и пошлым товарищем.
Думаю, что критерием оценки подобных вещей может быть разделительная линия между искусством и творчеством. Всякий талант начинается со вседозволенного искусства и постепенно эволюционирует в духовный мир, то есть в творчество. И если художник, музыкант или поэт достигает определенного уровня творчества, то он всей своей жизнью должен соответствовать тому образу и тем взглядам, о которых он говорит в своих произведениях. Другими словами, писать так, как живёт и жить, как пишет. Это необходимое условие для всякого творческого человека. Если же вы встречаете поэта или художника, работы которого расходятся с его образом жизни, то перед вами человек искусства, пребывающий в искусе и уводящий в него своего читателя, слушателя или зрителя. И это нормально – фаза куколки перед появлением на свет прекрасной бабочки, - -и главное, найти в себе силы и знания, дабы вовремя покинуть свой кокон. Искусством руководит искуситель, а по сути, сам дьявол, задача которого не выпускать мастеров в высший свет, делая из них вечных фаустов. Причем степень мастерства таких людей может быть запредельная, потому как их задача — пленять и совращать, потому как на простоте далеко не уедешь. Лукавый пестует их гордыню, наделяя её ощущением собственной исключительности, избавиться от которого очень непросто. Таким образом в мир приходят соблазны – великолепные произведения искусства, созданные теми, кто в буквальном смысле продал свою душу дьяволу. Радует одно, что явление это крайне редкое, и в основном за тем, что мы называем шедевральными произведениями искусства, ничего особенного не стоит. Кто знает, может оно и к лучшему.
Для того, чтобы хоть как-то приоткрыть занавес, разделяющий искусство и творчество, скажу, что 3 июня 2011 года, не приходя в сознание, от тромбоэмболии лёгочной артерии скончался доктор Джек Кеворкян, американский врач армянского происхождения. Когда он был ребенком, то родители еженедельно водили его в церковь. Вскоре он начал сомневаться в существовании Бога, поскольку считал, что всезнающий Бог мог бы предотвратить геноцид армян в его большой семье. К 12 годам он окончательно перестал посещать церковь. Кеворкян был ребенком-вундеркиндом. Выучил несколько языков, включая немецкий, русский, греческий и японский. Поэтому он часто был отчужден от своих сверстников. С отличием окончил Центральную среднюю школу Понтиака в 1945 году, в возрасте 17 лет. В 1952 году окончил медицинскую школу Мичиганского университета. А теперь самое главное, ибо это и есть тот самый врач, который принес в нашу жизнь эвтаназию, смерть ради милосердия, высшую форму человеческого искусства. И еще, в своей жизни доктор написал и выпустил в свет единственный альбом с музыкой — "A Very Still Life" (Очень спокойная жизнь), в котором он играет на флейте. Критиками альбом описан, как "странный", но "добродушный". В свое время мне довелось его послушать. Действительно очень тихая и какая-то отсутствующая музыка. И всё бы ничего, если бы я не знал, кто стоит за всеми этими пусть и спокойными, но все равно жутковатыми мелодиями. До сих пор мне до конца не понятно, то ли автор музыки со своей деятельностью так повлиял на мое восприятие, то ли действительно такая музыка.

Терентий Травник. Из книги "Честное слово".
(0 пользователям это нравится)