Моя позиция

Я часто думаю о том, что все мы сегодня живем в эпоху отсутствия давления идеологией. С одной стороны, в этом есть много сложностей, но с другой - это такое прекрасное время для человека, когда он с детства может выйти на дорогу всеобъемлющей любви, минуя чьи-либо подсказки, а тем более — неискренние и малограмотные. Это — объективный шанс. Достаточно, чтобы ребенок попал в ту среду, где ему передадут чувство уважения, нужности и любви. Мне пришлось идти этой дорогой самостоятельно, хотя советская система взглядов и не была плохой. Сегодня много трудного, а потому я всячески, как могу, любому ребенку стараюсь передать эти простые истины, а если не ему, то его родителям или педагогам. Это не просто, но ребенку легче всего, а вот дальше, если истина приходит через кого-то, то будет больше искажений.
В своей жизни я постоянно представляю себя на месте сегодняшних детей и задаюсь вопросом: а хотел бы я, будучи в их возрасте, чтобы меня пугали, совращали, обманывали, подсовывали мне всякого рода грязь и дрянь, набивали мою маленькую душу разного рода конкурсными идеями на потеху взрослым? Конечно же, нет! Я хотел бы, чтобы меня чувствовали и любили, чтобы берегли мое детство, потому что это — самое удивительное время моей жизни, которое не возвращается, и если его пропустить, то и жизнь покатится вниз. Я бы не хотел, чтобы мои родители ругались при мне матом, выпивали и угощали бы глоточком пивка и меня; чтобы приучали ко взрослой жизни, внушая разного рода ответы типа дать сдачи, и не хочу, чтобы они бесцеремонно крали из моего сердца мечты, ожидания и фантазии, глуша их простым утверждением: надо быть мужиком или умным. Мужиком - это не сейчас, это потом, а пока я счастлив в этом чудесном мире и без ваших наездов. Я хотел бы жить и оставаться в детстве свободным, потому что в это время я с Богом – и это точно знаю теперь.
Так вот, поэтому я делаю и буду делать столько, сколько мне позволят силы, чтобы детям подарить детство. И мне все равно, что говорят разного рода знатоки продвинутых решений, чего они требуют во имя прогресса, ибо они все равно не могут знать того, что в душе ребенка. И если моими стихами, творчеством, поведением и делами я смогу сохранить невинность, нежность и честность детской души, а то и не одной, до её естественного взросления, то можно считать, что свою самую главную задачу в этой жизни я выполнил.

ПИСЬМА ЧИТАТЕЛЕЙ И ОТВЕТ НА НИХ

* * *
Здравствуйте, Терентий! Я понимаю, о чем вы говорите! Невинность, честность, нежность, непосредственность, бескорыстие детской души - это те невероятные качества, которые отчаянно хочется трепетно беречь, холить и лелеять, чтобы сохранить их для взрослой жизни. Но архиважно, чтобы ребенок взращивался и взрослел в подходящей среде, в противном случае, к великому сожалению, эти душевные качества либо исчезают куда-то, либо претерпевают необратимые изменения… Вот именно вы и такие люди, как вы , создаете эту самую подходящую среду для формирования хороших, в самом прямом смысле этого слова, взрослых людей! И за это вам честь и хвала! Но таких подвижников, как вы, увы, немного, и в целом, к сожалению, современная среда, на мой взгляд, весьма неблагоприятна для формирования из современных детей Человеков с большой буквы… Все же, возможно, отсутствие какой-либо идеологии ведет не к свободе развития личности, включая полет творческой мысли, креативность и неординарность мышления, а к некому хаосу, деструктивности, отсутствию моральных и нравственных принципов и тому подобному. Поэтому вы, Терентий, как Дон Кихот среди ветряных мельниц, делаете свое дело: сеете разумное, доброе, вечное и, видимо, в этом и есть одно из ваших предназначений! Очень повезло тем детишкам, которые вокруг вас!
Татьяна Данилевская. судья, г. Москва

* * *
Терентий, здравствуйте! Спасибо, что делитесь своими мыслями, размышлениями на тему детства! Разделаю ваши взгляды. Как психолог, работающий со взрослыми, знаю, как взрослым не просто без такого вот детства с принятием, без завышенных ожиданий, без попыток реализоваться за счёт успехов ребёнка, без тяжелого опыта рядом с зависимыми родителями. Очень горько видеть страдания взрослых людей, желающих простых вещей: тёплой принимающей мамы и любящего справедливого отца. Спасибо вам большое за ваш бесценный вклад в развитие подрастающего поколения и просвещение родителей!
Елена Журок. Психолог, г. Москва.

ОТВЕТ:
Я никогда не считал утопией свои взгляды и дела по отношению к детям, и у меня на это есть весьма реальные доводы. Дело в том, что, к примеру, органы нашего тела с их идентичностью являются объединяющим фактором для всех людей — так происходит и с качествами души. В каждом человеке есть незыблемые основы блага — то, что можно назвать искрой Божией. Разница только в том, что она находится в душе на разных уровнях доступа, но то, что эта искра есть, нет никакого сомнения. При встречах со сложными подростками мне довольно-таки быстро удавалось устанавливать с ними контакт, когда я нащупывал в их душе именно её.
Сегодня любое педагогическое действие, направленное на благое воспитание, должно апеллировать именно к этому. Вопрос не столько во влиянии среды, сколько в индивидуальном подходе к каждому. К сожалению, должен заметить, что современная среда крайне деструктивна для потенциального личностного роста ребенка, но это не может и не должно быть препятствием. Безусловно, это усложняет ситуацию, но и ничего не отменяет. И еще: иногда присутствие одного специалиста меняет ситуацию с десятками, а то и сотней тысяч людей. Так что всё возможно.
Проблема в том, что, имея единый, почти универсальный ключ воспитания, человечество неожиданно занялось его преобразованиями, что и привело к расшатыванию детских душ. Запускной механизм воспитания должен быть простым и единым, основанным на многолетних знаниях, а то, что происходит дальше, зависит теперь уже от среды обитания. Лично я считаю, что всякое воспитание ребенка заканчивается к десяти годам, далее следует пубертатный период, исход которого зависит от качества воспитания, и, наконец, начинается социальное формирование личности с оттачиванием индивидуальности, которое завершается к восемнадцати-двадцати годам. Все отклонения в эти периоды преодолимы и зависят именно от качества базового воспитания, то есть от периода с детства и до отрочества.
И в завершение добавлю: как-то раз, мой друг, архитектор Максим Желтов, верно заметил, что будучи в детском возрасте совсем не понимаешь ценности и лёгкости это периода жизни. Не понимаешь, когда взрослые говорят тебе - какое прекрасное и беззаботное это время - детство. Когда ничего не обязывает и многого не понимаешь.
Но конкретным родителям, в конкретной семье не всегда хватает жизненной мудрости и опыта, а то и характера, чтобы донести до чада эти светлые мысли. Иногда приходится учиться и постигать юную жизнь чередой ошибок. И ни единожды поднявшись, найдя силы в себе, а может просто любя жизнь - все встает на свои места. Но время упущено. Драгоценное время прошло и ты уже взрослый....


Терентий Травник. Из книги "Честное слово".

(0 пользователям это нравится)