О том, что не продается

До тех пор, пока художник, музыкант или поэт будут трудиться сугубо в угоду своему зрителю, читателю или слушателю, они так и будут оставаться в зоне торговли, а значит, не иметь доступа к высшим ценностям. Можно понять артистов сцены, которые играют роли с учетом того, чтобы понравиться зрителю , и это правильно. Но те, кто занимается подлинным поиском в творчестве, кто служит замыслу, а не наоборот, должен всегда об этом помнить. Даже в том случае, если его талант останется незамеченным и неоцененным, это ни о чем не говорит, поскольку во главу его деятельности были поставлены честь, честность и совесть, кои и являются критерием подлинного творчества. У того, кто идет этим путем, есть шанс, точнее, у его работ, пусть и через столетие, но остаться в истории бытия. Но тот, кто стремится к сиюминутной правде,измеряя созданное им уровнем внимания к себе и деньгами, выплаченными за них, должен смириться со своим положением ремесленника, поскольку всё остальное он уже с лихвой получил. Так что не всё золото, что блестит.
Понимаю возражения тех, кто считает, что, мол, художнику на что-то необходимо жить. Жить – да, но не роскошествовать, а это разные вещи. Увы, но нередко полотна, не имеющие никакого отношения к искусству, не говоря уже о творчестве, имеют запредельные цены. Поэты за одни только слова к песне получают гонорары, равные прожиточному минимуму десятков тысяч людей. Вы же понимаете, что это просто нечестно и такого быть не должно. Так может оплачиваться труд шахтера, сталевара, строителя, но не сочинителя. Искусство, а тем более творчество, не могут быть безнравственными, а если такое происходит, то это и есть разрушение всех смыслов человеческого существования. Слава Богу, что в России, в отличие от Запада, очень много мастеров, которые смогли отделить себя от деляг и не замараться неоправданными гонорарами. Именно этим они и спасли свои творения от поругания временем.

Терентий Травник. Из книги "Честное слово".
(0 пользователям это нравится)