О силе соломенной веры

Однажды, после одной из встреч с читателями, ко мне подошел приличного вида пожилой мужчина и как-то тихо, почти полушепотом, поинтересовался: "Терентий, а если те, кто уехал из страны в связи с началом военной операции, окажутся вдруг правы, то что тогда?" А дальше добавил еще тише: " Ну вы же понимаете, о чём я говорю?"
Конечно понимаю, но такого быть просто не может, если говорить о нашей с вами Родине. Уехавшие могут быть правы только в одном случае, если покинули страну, опасаясь за свои заработанные деньги, и в этом они действительно правы, и понять их можно. Во всём остальном, касающемся каких-либо взглядов относительно борьбы за мир или за права человека, и речи быть не может. Борцы так себя не ведут. Они остаются в стране, уходят в партизаны, выступают на митингах, но не уезжают с первым поездом в курортные страны, да еще и в те, которые призывают к военным действиям против государства, в котором они родились, выросли, работали и имели успех, против страны, которая и дала им состояться. И если уж кому-то и дано будет право оценить нравственную составляющую сложившейся ситуации, то уж точно не им, уехавшим.
Думаю, что вот так сорваться и уехать было тоже далеко не просто: это тоже больно и требует мужества. Не все решается деньгами, а потому страстей душевных, поверьте, там тоже хватало, ибо все мы люди. Я бы вообще не стал называть никого предателями. Они выразили свое желание уехать, Россия дала им такую возможность, и в этом проявилось могущество нашей страны. То, что некоторые клеймят её из-за бугра, лишь усугубляет их моральное положение, но это, думаю, всё нервы. Жить и творить там, где на тебя изначально наплевать, ох как непросто, но это свойство любой чужбины.
Думаю, что сейчас вообще всем очень непросто. И здесь в конечном счете все решит наша с вами совесть. Именно она каждому и подскажет, насколько он прав, а насколько виноват. И не важно, где ты и с кем, если совесть твоя чиста.
Лично меня очень вдохновляет то, что наш с вами президент в пылу общественной риторики хранит терпение и уважение ко всем, кто участвует в конфликте. Может, в личных моментах оно и не совсем так, но в обращениях к нации всё происходит более чем достойно. А главное, это и есть то, что и называется миротворчеством. Средневековые рыцари, если они дорастали до глубоких познаний воинского искусства, всегда уважали противника, не унижали его и не добивали поверженного, а тем более —- взятого в плен. Из этого складывался кодекс чести, это — непреложный закон войны, если ты не хочешь остаться в ней проигравшим победителем. И не правда, что победителей не судят – судят, да еще как. Мгновения истории раздают среди них «кому позор, кому бесславье, а кому — бессмертие». Увы, но сегодня этого почти нет, и победа зачастую достигается любой, чаще мерзкой ценой, обманами и саботажем, подкупом и угрозами. Думаю, что это пришло с Запада, где даже в христианском католицизме папы не одно столетие травили друг друга. Было это в Римской и Османской империях, в Княжеской Руси, Татарской орде, но было и нечто совсем другое, дающее право победителю на святость. Нынешнее время таково, что все мы, причем скоро, обратимся к этому самому другому. И начнется оно с России. Я говорил и буду говорить впредь, что победит тот, кто окажется более нравственным, кто уступит и простит. Понимаю, как сложно это представить, а тем более — пойти на такое. Вероятно, что этого только и ждут враги рода человеческого, дабы воспользоваться ситуацией и отсечь повинную голову. Но есть иная правда и иная сила, которая превыше падшей человеческой природы, и стоит только кому-то из дерзнувших поступить по совести, то эта сила моментально возьмет его под свою защиту, а с нею пока еще никто не решился тягаться, даже сатана. Собственно, это и есть настоящая победа.

Терентий Травник. Из книги "Вверх по течению".
(0 пользователям это нравится)