О ремесле высшей пробы

О таких говорят как о знающих толк людях, мастерах своего дела. Говорят как о тех, кто просто так ничего не скажет, а тем более слов на ветер не бросает и никогда не обещает того,чего не сможет выполнить. Обычно такие делают всё, и в свою очередь добавлю, что именно у них и учатся те волшебники, которые потом попадают в сказки, так что у всех волшебников есть реальные наставники...
Итак, мастера! А точнее, то, чем они занимаются — мастерство! Лично для меня мастерство — это не просто качественное выполнение той или иной работы или учительское знание в школе, а то, что гораздо шире, а главное, глубже оных, хотя без последних в мастерстве тоже не обойтись. Я не раз обращался к этой теме, пытаясь найти то общее, что могло бы в некотором смысле объединить, скажем, поэта, ученого, военного, врача строителя, чтобы найти то необходимое для каждого из них,что возводит умельца в ранг мастера. И это далеко не просто звание, дающее преимущество в социальном пространстве, а теперь уже качество, вышедшее из богатого, а главное, проработанного потенциала. В каком-то смысле, это — преобразованный и преображающийся, но теперь уже по законам духа, талант.
Для себя я определил, что мастерство есть ясный ответ на пять вопросов, причем расположенных в определенном порядке, скажем, в виде формулы, а точнее, в законе. Формула мастерства такова: М = ((A+B+C))+D) x F, где А – отвечает на вопрос: что ты делаешь? В – отвечает на вопрос: где ты это делаешь? С – отвечает на вопрос: когда ты это делаешь? Далее очень важное — D: как ты это делаешь? И, наконец, главное — умножение на F : во имя чего и для кого ты это делаешь. Итого: (3+1) x F.
Безусловно, всякое мастерство хранит в себе фундаментальное качество отношения сказанного к сделанному, то есть слова к делу. Здесь так: слово порождает дело, а дело вызывает новое слово, которое, в свою очередь, снова приводит его к делу, и так далее. Бесконечно искусство совершенства, приводящее человека к творчеству, которое и открывает в нем подлинные знания и опыт мастера. В таком случае мастер — это тот, кто обладает не только опытом своего ремесла, но и понимает, каким образом участвовать с ним в процессе эволюции, как использовать знания во благо, при этом бескорыстно и с достойными результатами, что дает право учить, но не словесно и даже не делами, а скорее собственной жизнью. Мастерство — это качество харизматичной личности, овладевшей навыками добродетели, то есть способной выражать не свою, а Божью волю.
Безусловно, это качество присуще всем нам и доступно любому человеку, находящемуся на своем месте служения, то есть исполняющего верно собственное звучание и свечение. Обычно это происходит при бескорыстном деянии с терпением и любовью. Как это ни странно, мастерство, если оно подлинное, зачастую отказывается от вознаграждения, принимая лишь необходимое количество средств для существования, и это существенно важно. Мастеру компенсирует всё та самая благодать, которая наполняет его в процессе жизни и работы. Он не нуждается во внешней компенсации настолько, чтобы как-то озвучивать свои потребности и затраты. Обычно все происходит само собой в качестве благодарения, что сохраняет в нем и в тех, кто рядом с ним, любовь и трепетное отношение ко всему происходящему.
Вот мы и подошли к целеобразующему качеству всякого подлинного мастера: даром получено, даром и отдай! И в этом лично у меня нет никакого сомнения, потому как нет ничего внешнего, что могло бы сравниться с тем, что имеет подлинный мастер в своей душе, что излучает он своим сердцем.
Когда меня спрашивают: всякий ли мастер гениален, то я отвечаю, что далеко не каждый. Более того, гениев гораздо больше, чем мастеров. Всякий ли мастер – учитель? Тоже нет, ибо учителей ещё больше, чем мастеров. Мастер не то и не другое, он — человек, сумевший развить и принести свой талант в жертву, в дар всем людям, а значит, самому Богу! Мастер служит Богу через людей и людям через Бога – вот самая верная черта Небесного ремесленника, а именно так я называю таких людей.
Нередко меня просят привести в пример того, кто, по моему мнению, соответствует званию мастера. Из современников никого в пример не привожу по причинам понятным, хотя их очень и очень немало, а из тех, кто оставил след подлинного мастера, могу назвать Николая Пирогова, Ивана Сеченова, Ивана Павлова, Сергея Королева, Андрея Туполева, Михаила Калашникова, Юрия Сенкевича, Георгия Свиридова, Павла Корина, Алексея Толстого, Виктора Астафьева, Константина Паустовского, Дмитрия Лихачева. И пока — достаточно…

Терентий Травник. Из книги "Месяц с хвостиком".
(0 пользователям это нравится)