На восемьдесят втором и девяносто девятом...

И снова о том, к чему привыкнуть невозможно, а привыкать, видимо, всё равно придётся. Даже не буду читать комментарии к этой новости, потому как уверен, что у большинства будет только один вопрос: как такое вообще могло произойти? А случилось вот что: тело режиссера Светланы Джимбиновой нашли спустя более двух лет после смерти и не где-то в тайге, а (теперь — внимание) в столичной квартире, да ещё и на Университетском проспекте. Место элитное, сразу за Воробьевыми горами, перед МГУ, как говорится, не для простых смертных.
Продолжаю: отец Светланы Джимбиновой — учёный (историк, востоковед), писатель, журналист-международник, народный поэт Калмыцкой АССР. Старший брат — Станислав Джимбинов, литературовед, кандидат филологических наук и профессор кафедры зарубежной литературы Литературного института имени А. М. Горького, знал восемь европейских языков, преподавал ещё и во ВГИКе.
А теперь еще больше внимания: Светлана Джимбинова - вдова выдающегося режиссера театра Вахтангова Рубена Николаевича Симонова. Правда, овдовела она почти моментально, в свои 28 лет, а Симонову было 69… Прожили они вместе менее года. Тем не менее, Джимбинова стала автором нескольких десятков работ и постановщиком шести спектаклей для театра имени Евгения Вахтангова. В 1985 году состоялась премьера ее последнего спектакля - драмы Виктора Гюго "Мария Тюдор" с Юлией Борисовой и Василием Лановым в главных ролях. Мне довелось побывать на спектакле: работа высочайшего уровня!
Вопрос, безусловно, риторический: а почему? Почему за столь долгий срок её не хватился никто из родных и коллег? В театре была устойчивая версия, что Джимбинова уехала на родину и там что-то делает… Тем не менее вопрос остается открытым: это как надо было затвориться, да ещё и в Москве, причем достаточно социально значимому человеку, чтобы до него никому не было дела, вплоть до соседей по этажу и подъезду? Конечно, о смерти Джимбиновой не знали и в Пенсионном фонде.
А вот теперь реальная расшифровка событий. Соседям действительно могло быть не до этого. Во-первых, трудно отследить, есть ли человек дома или нет, если не задаться специально этой целью, что явно ни к чему. Во-вторых, если давно не видели, то первое, что напрашивается, так это то, что соседка куда-то уехала и всё. Смущает то , что была она человеком достаточно известным, а это значит, что кто-то с ней должен был поддерживать связь.
Но, видимо, было некому. Тем не менее я озадачился и достаточно внимательно изучил эту проблему, начиная от информации о специальных интернатах, заканчивая психологическим центрами и социальными услугами вплоть до частной паллиативной помощи. Но всё это делается по решению самого человека или его родственников. Случай с Джимбиновой особенный – это, можно сказать, тотальное одиночество, а здесь, как говорится, сколько сам протянешь, да ещё и как повезёт. Увы, но таких людей в России более 10 %, а это значит, что все они находятся во всех группах риска, начиная с медицинского обслуживания и заканчивая мошенниками и "черными" риэлторами.
Не буду говорить о человеческом всеобщем равнодушии и о несовершенствах государства в решении подобных вопросов: всё это есть да и было всегда. Может, это покажется кому-то странным, но слава Богу, что в подобном положении она вообще не пропала без вести.
В момент написания статьи пришла новость о кончине старейшей актрисы театра Вахтангова Юлии Борисовой, сыгравшей, как я уже говорил, главную роль в спектакле Светланы Джимбиновой. В отличие от Джимбиновой, скончавшейся на 82-м году в собственной квартире, превратившейся для неё в усыпальницу вплоть до мумифицирования тела, Борисова умерла на 99-м году жизни в больнице в отдельной палате под присмотром врачей. Горько всё это, но скорее всего на церемонии прощания с Борисовой вспомнят не только легендарного Василия Ланового, но и не менее известную Светлану Джимбинову. И это будет правильно: страна обязана знать своих героев!

Терентий Травник. Из книги «Три-Четыре».
(0 пользователям это нравится)