В свое время Будда сформулировал основной принцип бытия, на котором позже и выстроилось всё его учение. «Жизнь, - сказал Будда, - полна страданий, причиной которых являются наши с вами неосуществленные желания, а потому, если не хочешь страдать, то откажись от всех своих желаний, и будешь по-настоящему счастливым». Очень мудрое и действенное правило. По сути Будда указал нашему с вами эго то место, где оно не сможет проявлять власть над нами, ибо источником всех желаний является его ненасытность и необузданность, а по сути наша с вами незрелость и неосознанность. Что ж, принимаю! А теперь к учению Христа, учению и пути, полному мук и страданий, но не просто бесполезных, а тех самых, преодоление или претерпевание которых приводит человека к Богу, награждая его любовью. Так что, блаженны трудности, ибо все они наши учителя, и всё, что нас не убивает, делает нас сильнее. Вот вам и другая точка зрения на страдания как на потенциальную причину обретения нами такой наивысшей вселенской ценности, как любовь. Вопрос только в том, чтобы правильно и достойно претерпеть, ибо спасается лишь тот, кто претерпевает до конца. Если не до конца, то есть впасть в ропот, то ничего и не будет. Но ведь нередко бывают такие муки, что человек ломается раз и навсегда. И хотя известно, что Господь не по силам не дает, но факт остается фактом. Так что же делать, если оно случилось с вами? Бороться или смириться? И то, и другое крайне непросто, а потому решение должно быть сверхмудрым. Если ваша борьба не увенчается успехом, то на смирение может не хватить сил. Если ваше смирение себя исчерпает, то на борьбу вы тоже вряд ли согласитесь. И в том, и в другом случае попахивает поражением. Тем не менее, жизнь просто изобилует подобными ситуациями, когда куда ни кинь, всюду клин, а выбирать всё равно надо.
Оказывается, что не всё так фатально, как может показаться, и начинать все-таки надо с терпения, а не с борьбы. Именно терпение и порождает надежду, а надежда не обманывает никогда, потому как исходит от высших смыслов, а значит, никогда не посрамит. Дело в том, что терпение — функция динамичная, а это значит, что в терпении душа стяжает нечто большее для себя, чем может представить. Тогда что? Не удивляйтесь, но это — Дух Святой, ибо Он и есть её утешитель. И если вы доверитесь своему терпению, то постепенно начнете меняться на всех уровнях, начиная с физического и заканчивая эмоциональным. Таким образом происходит наш с вами духовный рост, результатом которого становится подлинная любовь. Это такое состояние, когда к вам на всё, включая и страдания, приходит понимание и осмысленность. Любовь— это абсолютно не замутненное нашим с вами эго состояние души. Именно поэтому она, по словам апостола Павла и долготерпит, и милосердствует, не превозносится и не бесчинствует, не ищет своего и не раздражается, не мыслит зла, а все покрывает, всему верит, всего надеется и, а как иначе, всё переносит.
Терентий Травник. Из книги "Любовь к своему делу ".