Дела давно минувших дней

Последние годы я получаю немало писем на свою поэтическую почту, в которых присутствует один и тот же вопрос. Замечу, что повторяется он преимущественно в письмах молодых поэтов. Так вот, они спрашивают о том, насколько приемлемо использовать в своих стихах известные многим обороты и рифмы. И что делать, если вдруг обнаруживаешь, что твои стихи похожи на чьи-то?
Отвечаю: прежде всего надо знать и понимать, что всякое творчество, в том числе и поэтическое, касается только самого автора, и важно чувствовать: всё, что ты пишешь, — это твои личные переживания и восприятие. Да и вообще, ничто из сделанного хорошо не является пустяком. Так что ставьте перед собой задачи превзойти самих себя, и это оправдает все затраченные усилия. Лучшее— оно и есть лучшее, так что стремитесь к мастерству, а не к тому, чтобы кого-то им покорить. И если у вас получится, то вы, сами того не заметив, дойдете до драгоценностей своей души. Как-то раз величайший персидский поэт и мыслитель Саади вполне резонно заметил: если драгоценный камень, попадая в грязь, остается драгоценным камнем, то как бы высоко пыль ни поднималась в небо, она все равно останется только пылью.
Так что творите честно и для себя. В таком случае абсолютно неважно, похожи ли ваши стихи на чьи-то или нет. Да, бывает, и нередко, что похожи, но если вы знаете, что вы не пользовались чьими-то строками, то это не имеет никакого значения. Впрочем, случается, что человек, пишущий стихи и прочитавший чьи-то, которые ему понравились, копирует что-то из них неосознанно. Лично мне известны такие случаи — с моими учениками. Это не так страшно, но если кто-то вам на это укажет, то лучше пересмотреть свое произведение и убрать явные заимствования. Лучше это сделать во избежание возможных последующих недоразумений, тем не менее, никогда не уходите от ответственности, ибо обращаю ваше внимание, что возможности таятся именно там, где кто-то отказался от ответственности.
Однажды у меня был случай, когда в написании стихотворения я использовал известную мысль Александра Пушкина. Мне казалось, что это не должно было вызывать какие-либо нарекания со стороны коллег по цеху. Тем более вряд ли кто-то мог меня уличить в незнании классики. Так оно и случилось, но всё-таки не совсем, поскольку вскоре на мое стихотворение появилась пародия поэтессы Светланы Супруновой, причем очень талантливая. Думаю, что это было лучшее из возможных последствий. Не буду цитировать всё, а только строфу:

Так было! Было, есть и будет
С тем, что родится от корней.
Я знаю: будущее будят
Дела давно минувших дней.

А вот и пародия:

Все что-то пишут и рифмуют,
Бегут в издательство скорей.
Меня, как никого, волнуют
Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой.
Я посмотрел, вот это вид! –
Глаза большие, с поволокой,
Русалка на ветвях сидит.

Какие перси, нос точёный!
Так было, леший там бродил,
И днём и ночью кот учёный
То пел, то сказки говорил.

Да, было, и, видать, немало,
Там ступа шла сама собой,
К избушке вон заковыляла
Старуха с костяной ногой.

Гулять полезно для здоровья,
И я, намедни встав чуть свет,
Гулял себе у лукоморья
И думал: чем я не поэт?

По иронии судьбы вскоре мы вместе оказались на одной литературной полосе в газете СПР «День литературы» в номере за август, 2019 г.

Возвращаюсь к ответу на вопрос: что делать, если вдруг обнаруживаешь, что твои стихи похожи на чьи-то? Отвечу: ничего, если вы пишете самостоятельно и от души. В конечном счете ничего из созданного человеком ему до конца не принадлежит. Просто есть такие люди, кто своим талантом может извлекать из бесконечной бездны космической фантазии что-то прекрасное и помещать это на лист, в раму или в мелодию. Так что не вы, так другие. Эти знания приходят не сразу, приходят, когда ваше алчное творческое эго наконец-то начнет успокаиваться. Вот тогда вы и поймёте, что всё, созданное вами от души, это и есть во славу Божию. Главное, чтобы оно вам нравилось. Обычно сожалеют о повторах те, кто мечтает прославиться или продать свое творение. Но спешу вам напомнить: что в своих стремлениях отдавайте предпочтение не тому, что выгодно, а тому, что имеет значение.
А теперь – внимание: как вы думаете, почему и что имеет в виду Христос, говоря нам: всё, что даром получено, даром и отдавайте. Лично я думаю, что Он говорит о творчестве, плоды которого нам не принадлежат, но тем не менее мы их имеем, а потому и отдавать следует даром, то бишь дарить.

Так что занимайтесь тем, что вам нравится, а главное, любите то, что вы делаете, и тех, для кого вы это делаете. Последнее, пожалуй, важнее. А для того, кто пока еще не знает, в чем разница между «нравится» и «люблю», поясню:

Если тебе нравится цветок, ты его срываешь; а если ты его любишь, то поливаешь. Всё , как всегда, просто…

Терентий Травник. Из книги "Честное слово".
(0 пользователям это нравится)